Приложение к проекту об учреждении следственных комиссий.

вс, 10/14/2012 - 21:39 -- Вячеслав Румянцев

Дознания о государственных преступлениях производятся в настоящее время, или на основании закона 19 мая 1871 года - чинами корпуса жандармов в присутствии лица прокурорского надзора, или же на основании закона 1 сентября 1878 года 4 - одними жандармскими чинами.
В первом случае, т.е. при производстве дознаний по закону 19 мая 1871 года, дознания, по их окончании, препровождаются к Прокурору Судебной Палаты, который с своим заключением о дальнейшем направлении дела представляет их Генерал-Губернатору.
Представленные Прокурором Судебной Палаты дознания Генерал-Губернатор или передает в военный суд, или возвращает Прокурору с своим мнением об окончании дела на основании 1045 ст. XV т. ( по 1045 ст. дела политического характера, при предположении прекратить их совершенно или прекратить административным наказанием виновного; Прокурором Судебной Палаты вносятся к Министру Юстиции, который входит в соглашение с Шефом Жандармов и затем дело представляется на Высочайшее разрешение).
Во втором случае, т.е. при производстве дознаний по закону 1 сентября 1878 года, дознания, по их окончании, представляются Начальником Жандармского Управления к местному Губернатору или Градоначальнику, который с своим заключением представляет их Генерал-Губернатору, - Генерал же Губернатор, по рассмотрении дела, или прекращает таковое собственною властью, или же, смотря по обстоятельствам, требует производства дознания на основании закона 19 мая 1871 года.
В обоих же случаях, т. е. при производстве дознаний как по закону 19 мая, так и по закону 1 сентября, аресты и обыски производятся чинами корпуса жандармов и полиции предоставляется право ареста и обыска только при отсутствии сих чинов.
Такой порядок производства дел о государственных преступлениях признается крайне неудовлетворительным по следующим соображениям:
во-первых, не касаясь вопроса о личном составе чинов Корпуса Жандармов в их качественном отношении, т.е. вопроса о степени их способности и умелости для производства дознаний, нельзя не обратить серьезного внимания на их состав в численном отношении.
[...]
Незначительному числу жандармских чинов вверено производство дознаний по всем без исключения делам политического характера. Но, кроме политических дел и корме исполнения наружной службы, на этих же ... лиц возлагается множество других поручений по разным делам, собирание различных сведений, наблюдение за разными лицами и т. д. Посему, как бы ни добросовестно относились чины корпуса жандармов к своим обязанностям, они, будучи задавлены множеством обязанностей, не в состоянии исполнить каждую из них так, как следует; вследствие сего весьма часто случается, что даже такие серьезные дела, как дела о государственных преступлениях, производятся чрезвычайно поверхностно, без того необходимого внимания, которого требует самое свойство сих дел; вследствие этого же многие из политических дел производятся или чрезвычайно медленно, или не с той быстротой и настойчивостью, какая необходима для разоблачения государственных преступлений и особенно для предупреждения и предотвращения преступных действий;
во-вторых, при существующем порядке производства дознаний о государственных преступлениях происходит полнейшая разъединенность и разрозненность действий.
[...]
Вследствие сего бывали, бывают и могут быть такие случаи: положим в гор. Елизаветграде жандармский офицер встречает Б., известного уже ему своею политическою неблагонадежностью, но так как об этом Б. жандармскому офицеру в данную минуту ничего неизвестно, то он не обращает на него никакого внимания; между тем в другом месте той же Херсонской губернии, положим в Николаеве, другой жандармский офицер может быть неделю уже назад, а может и более, обнаружил серьезное преступление Б. и разыскивает его следы. Таким образом, в одно и тоже время офицер в Елизаветграде не знает, что Б. преступник и разыскивается, а офицер в Николаеве не знает, что этот Б. находится в Елизаветграде.
[...]
В-третьих, единоличная оценка Прокурором Судебной Палаты всех дознаний, производящихся в целом судебном округе, представляет также значительные неудобства. С одной стороны, при множестве и разнородности как политических так и обще-уголовных дел, подлежащих рассмотрению. Прокурора Судебной Палаты, он не может отдать все свое внимание исключительно делам политического свойства, - а с другой - и это самое главное - не своевременное рассмотрение дознания о политическом преступлении ведет к сокрытию следов преступления, особенно в тех случаях когда дознание на месте было произведено поверхностно и когда требуется дополнять таковое.
Для устранения неправильного хода дел о государственных преступлениях предполагается образование при каждом Генерал-Губернаторстве следственных комиссий, в которых сосредоточивалась бы вся совокупность таких преступлений, совершенных в пределах целого Генерал-Губернаторства и которые имели бы возможность установить связь преступлений между собою.
[...]
При образовании следственных комиссий предполагаемый порядок производства дел ни сколько не отменяет существующего порядка, а имеет в виду лишь скорейшее и всестороннее расследование каждого преступления.
[...]
Проект образования следственных комиссий предполагает, между прочим, чтобы следственным действиям комиссий были приданы вид и значение окончательных судебных следствий, по коим суд мог бы прямо приступить к решению дела, для того, чтобы первоначальные, по горячим следам, показания обвиняемых и свидетелей, менее обдуманные и потому всегда более правдивые не были уничтожены следствием на суде, до которого и обвиняемым и свидетелям остается значительно времени, чтобы взвесить и предусмотреть как предлежащие им вопросы, так и свои на них ответы. Это предположение может встретить и наверное встретить то возражение, что отмена судебного следствия изменяет существующий порядок судопроизводства. На такое возражение нельзя не ответить, что вследствие событий последнего времени не только дела о государственных преступлениях, т.е. о преступлениях, направленных против всего государственного строя, но даже преступления против отдельных государственных и вообще должностных лиц, давно уже изъяты из общего порядка следственного и судебного производства и что вообще в порядке производства дел о государственных преступлениях допущены значительные изменения судебных уставов; закон же 5 апреля 1879 года предоставляет Генерал-Губернаторам еще большее право, именно право изъятия из общего порядка подсудности дел даже обще-уголовного характера. Таким образом, если от производства следствий по государственным преступлениям устранены общие судебные следователи, как гражданские, так и военные, - если дела о государственных преступлениях изъяты из ведения общих судов и подчинены только суду военному, - если обвиняемым по этим делам не дано право выбора, по их усмотрению, защитников, - если наконец военному суду дано широкое право не вызывать даже на суд свидетелей, которые вообще играют первенствующую роль при судебном следствии и без которых самое судебное следствие немыслимо, - то в виду того, что следствия, проходящие через руки следственной комиссии предполагаются следствиями вполне законченными, казалось бы, что отмена судебных следствий составляет незначительное, сравнительно, изменение судебных уставов и что по сему выражение против такой отмены утрачивает силу непререкаемости.
Последнее возражение против проекта следственных комиссий может касаться той его части, где говорится о предоставлении комиссиям права представлять Генерал-Губернаторам или о совершенном прекращении дел, или о прекращении их административным порядком. Возражение это может заключаться в том, что новый порядок прекращения дел значительно изменит порядок, определенный 1045 ст. XV т. Не отрицая юридической правильности такого возражения, необходимо заметить, что проектируемый новый порядок имеет в виду, во-первых, немедленное, вслед за окончанием следствия, окончание самого дела, тогда как при существующем порядке дела не получают окончания, при самом быстром их движении весьма продолжительное время; скорейшее же окончание дел необходимо особенно тогда, когда привлеченные к делу находятся под стражею и необходимость эта обусловливается, с одной стороны, интересами обвиняемых, с другой, - интересами казны, на содержании которой находятся содержащиеся, и, наконец, - интересами тюремных помещений, которые крайне затруднены помещением арестантов. Во-вторых, проект имеет в виду установлением нового порядка облегчить прокуроров Судебных Палат,освободив их от рассмотрения таких дел, с своевременным ходом которых они почти незнакомы и изучение которых, для составления по ним заключений, отнимает у них и много времени и много труда, - тогда как для следственных комиссий, пред членами коих каждое дело будет проходить в своей постепенности шаг за шагом, особого изучения дела не потребуется и составление заключения по делу явится легкой работой.
Наконец, потрясающие события последних дней ясно указывают на необходимость принятия Правительством решительных мер, таких мер, без коих борьба с разрастающимся злом или сделается невозможною, или же отдалится на неопределенное время.
Принятие решительных мер особенно необходимо в настоящее время, как для успокоения общественного мнения, так и для того, чтобы отнять у злоумышленников уверенность в их силе и значении и тем предотвратить возможность повторения новых с их стороны преступных замыслов.
В ряду же таких мер, на первом плане должна быть постановлена цель - быстрого и настойчивого разоблачения преступлений, а этому требованию ближе всего могут удовлетворять проектируемые следственные комиссии.

ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1.
Д. 30. Лл. 2-26.

Дата: 
среда, февраля 11, 1880