Примечания.

вс, 10/14/2012 - 21:38 -- Вячеслав Румянцев

1 Лорис-Меликов Михаил Ториелович (1825-1888) - генерал-адъютант, занимал ряд военно-админстративных должностей на Кавказе. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 командовал корпусом, фактически возглавлял военные действия на Кавказском театре, после заключения мира получил титул графа. В начале 1879 был назначен временным астраханским, саратовским и самарским генерал-губернатором, в апреле 1879 - временным харьковским генерал-губернатором. С 12 февраля 1880 - начальник “Верховной Распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия” с чрезвычайными полномочиями. После упразднения комиссии (6 августа 1880) - министр внутренних дел и шеф жандармов. После убийства Александра II и издания Александром III манифеста об укреплении самодержавия Лорис-Меликов вышел в отставку.
2 Временные генерал-губернаторства были учреждены в Санкт-Петербурге, Харькове и Одессе 5 апреля 1879.
3 19 мая 1871 г. Александр II утвердил “мнение” Государственного совета “О порядке действий чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений”. Цель этого закона, “с одной стороны, предоставить судебной власти содействие жандармских чинов по обнаружению преступлений, а с другой - установить порядок действий сих чинов по производству точных, согласованных с судебными уставами 20 ноября 1864 г. узаконений взамен преподанных в прежнее время корпусу жандармов инструкций”. По новому закону, жандармские чины были обязаны немедленно сообщать лицам местного прокурорского надзора и полиции “о всяком замеченном ими происшествии, заключавшем в себе признаки государственного преступления”, а до прибытия полиции принимать все меры для того, чтобы “предупредить уничтожение следов преступления и пресечь подозреваемому способы уклоняться от следствия”. Производство дознаний о “государственных преступлениях” жандармы начинали “как по предложению прокурора судебной палаты, так и непосредственно”, но в этом случае были обязаны немедленно уведомлять прокурора “о приступе к дознанию”. В период производства дознаний жандармы, согласно уставу уголовного судопроизводства, вели розыск, распросы и негласное наблюдение. Закон 19 мая предоставил им, кроме того, право производить осмотры, освидетельствования, обыски (с опечатанием бумаг) и выемки и обязал полицию и “вообще все присутственные места и должностные лица” оказывать жандармам “зависящее от них содействие”. Протоколы дознаний поступали к прокурору, который передавал их министру юстиции. Последний, “по сношении с шефом жандармов”, отдавал распоряжение о производстве предварительного следствия или испрашивал “высочайшее повеление о прекращении производства”. Во втором случае дела или прекращались “без дальнейших последствий”, или решались в административном порядке.(ПСЗ, собр. 2, т. 46, от. 1. Спб., 1874, сс. 591-594).
4 1 сентября 1878 г. Александр II утвердил временные правила “О порядке административного направления дел без участия прокурорского надзора”, согласно которым:
1. Чинам корпуса жандармов, а в случае их отсутствия, полициймейстерам и уездным исправникам предоставляется право заарестования лиц, подозреваемых в совершении государственных преступлений, или в прикосновенности к ним, а равно в участии в противозаконных сообществах.
2. То же самое право предоставляется поименованным чинам относительно лиц, привлекаемых к ответственности за участие в уличных беспорядках или сходках, имеющих политический характер.
3. Те из заарестованных на сем основании лиц, относительно коих будут иметься достаточные данные о их политической неблагонадежности, могут быть подвергаемы административной высылке по соглашению шефа жандармов с министром внутренних дел.
Указанные выше меры... принимаются без участия чинов прокурорского надзора, которым, впрочем, для сведения препровождается копия с постановления о каждом заарестованном лице. (ГАРФ, ф. 102, оп. 165, д. 197, лл. 9-10.).

Дата: 
среда, февраля 11, 1880