К описанию истории Финляндии и финнов в исследуемый период уместно было бы применить подход и терминологию Льва Никоваевича Гумилева: реликтовый этнос, приближающийся к мемориальной фазе этногенеза. Сложившаяся к VIII - IX векам ситуация, когда началось активное освоение фино-угорских территорий норманами с запада и славянами с юга, усугублялась еще расовой особенностью коренного населения страны. Окружавшие финнов народы, - кельты, разного рода германцы, славяне, - принадлежали к индоевропейской расе и говорили соотвественно на языках индоевропейской языковой семьи. Расовая и языковая обособленность в сочетании с почти полной растратой, если использовать терминологию Л.Н. Гумилева, "пассионарной энергии", - совокупность этих обстоятельств должна была привести к физическому исчезновению реликтового этноса, или, в лучшем случае, к его оттеснению потомками норманов в самые дальние северные уголки нынешней территории Финляндии и к переходу этноса на мемориальную фазу этногенеза (что не одно и то же с исчезновением, но характеризуется утратой языка, культурных этнических особенностей, специфической этнической самоидентификации и пр. Отчасти это произошло. Например, в такой области культуры, как архитектура, из специфически финского на территории страны можно найти, пожалуй, только домик в этнографическом музее).
Однако уничтожения финнов не произошло. Сохранение финского этноса и его культурная консервация на базе собственной государственности стали возможными благодаря нескольким субъективным факторам. Во-первых, территория нынешней Финляндии от Швеции перешла в руки России с ее тысячелетней традицией этнического симбиоза. В те годы, когда англичане вытравляли с Американского континента индейцев, а немцы современными нарезными штуцерами расстреливали готтентотов, в то же самое время русские поселялись бок о бок с малыми народами Сибири, а вполне уже малый народ - финны - получил из рук русского царя конституцию и большие свободы, чем те, которыми располагали остальные российские территории. Добрая воля русских царей, возжелавших провести эксперимент по новому государственному устройству, чтобы затем, возможно, перенести эти новые формы и на остальную Россию, этот весьма субъективный фактор позволил этносу выжить и за последние два века пережить регенерацию.
Во-вторых, немаловажным обстоятельсвом, позволившим финскому этносу выжить, стало выделение из его среды группы финской (финско-шведской) интеллигенции, которая возглавила свой народ, наполнив дарованные им государственные учреждения национальным содержанием, сформулировав идеи, вокруг которых реально объединилось финское общество.
Были, конечно, и объективные факторы, способствовавшие сохранению самобытности Финляндии. К таким факторам следует отнести переферийность для Европы этого региона, суровость климата и сложность ланшафта "Страны 1000 озер". "Создатель Советского государства" В.И. Ленин дал финнам независимость, а "Отец народов" И.В. Сталин, завоевавший пол-Европы, не смог одолеть страну с населением в четыре миллиона человек (как в тогдашнем Ленинграде) во многом благодаря тому, что перед советскими руководителями стояли более важные задачи.
Во второй половине XX века главным событием истории финского народа была (и навсегда останется) "Зимняя война" 1939 - 1940 гг. Развитие национальной культуры в XX веке, а особенно в последние десятилетия, может характеризоваться понятием "мимикрия", - копирование западных образцов государственного, общественного и этнического устройства. В этнической политике заметна невооруженным взгядом имитация американского подхода, - заселение Финляндии малыми группами выходцев из Сомали, Ирака и других арабских стран, в сочетании с проявленими отношений, которые можно было бы охарактеризовать как "бытовой расизм", - почти непреодолимое усложнение трудоустройства для всех пришлых. Возможно, в этом проявляется как раз осознание коренным населением своей расовой обособленности, что, впрочем, невозможно подтвердить каким-либо историческим документом. Если такова специфическая этническая идеология, то она не зафиксирована в документах, а передается на бутовом уровне.
Описанный вкратце подход представляется наиболее подходящим для адекватного понимания финской истории, описываемой "Хронологией Финляндии".