Предварительно Совещания членам его была доставлена всеподданнейшая записка Министра иностранных дел от 23 декабря 1913 г. Одновременно были сообщены выработанные Министерством иностранных дел предположения, заключающиеся в нижеследующих тезисах, подлежащих суждению Совещания:
1. Допуская возможность командования германским генералом какою-либо частью турецких войск, расположенной вне Константинополя, например в Адрианополе, Россия не может примириться с пребыванием в Константинополе иностранного генерала, командующего частью.
2. Министерству иностранных дел надлежит продолжать в этом смысле переговоры в Берлине и Константинополе.
3. Ввиду того, что последние известия указывают на двусмысленный образ действий Германского правительства в этом вопросе, надлежит в настоящее время принять решения на случай, если бы представилось необходимым подкрепить наши требования мерами понуждения.
4. Означенные меры понуждения могли бы выразиться с нашей стороны в занятии одного из пунктов Малой Азии, например Трапезонда или Баязида с заявлением, что мы останемся там до исполнения наших требований.
5. Выяснив определенно, какие точно меры понуждения могут быть нами применены, надлежит войти по сему предмету в доверительный обмен мнений с Английским и Французским правительствами, ввиду необходимости решиться на меры понуждения, только выяснив себе заранее, можем ли мы рассчитывать на соответствующие выступления обеих Держав.
6. В переговорах с указанными правительствами следует установить со стороны всех трех Держав необходимость крайне осторожного и дружного образа действий, дабы избежать, если окажется возможным, обострения конфликта, могущего иметь последствием общеевропейскую войну. Вместе с тем с нашей стороны должны быть приложены усилия, дабы склонить Францию и Англию к необходимости довести раз начатое дело отстаивания общих требований до конца.
7. Если эта точка зрения будет принята всеми тремя Державами и переговоры в Берлине не приведут к желательному результату, надлежит условиться относительно известной градации в мерах понуждения. Таковыми могут быть: а) последовательно проводимый финансовый бойкот Турции; б) если бы этот метод не дал желательных результатов и не произвел должного воздействия, как это имело место в Адрианопольском вопросе, то три Державы могли бы отозвать своих Представителей из Константинополя; в) одновременно Правительства России, Франции и Англии оповестили бы Порту о сроке выполнения их требований, после чего приступлено было бы к осуществлению мер понуждения, с предупреждением, что они прекратятся лишь по выполнении предъявленных требований.
8. В случае, если бы для своевременного принятия мер понуждения с нашей стороны потребовались бы известные подготовительные меры военного характера, как- то усиление частей на Кавказе, то меры эти желательно обставить возможно меньшей оглаской. С политической точки зрения представляется, однако, необходимым, чтобы вслед за угрозою, если к такой придется прибегнуть, можно было бы без задержки приступить к ее осуществлению.
9. Результаты совещания, согласно полученному Министром иностранных дел Высочайшему повелению, представляются им на благовоззрение Его Императорского Величества.
Председатель Совета Министров высказывает мнение, что целью настоящего Совещания является определение положения, которое надлежало бы занять Императорскому правительству при всяком возможном обороте дела...
Переходя к мерам дальнейшего воздействия, Статс-секретарь Коковцев считает необходимым установить, что выступления, предусмотренные в 7-м тезисе, предполагаются Министерством иностранных дел в тесном единении с остальными Державами Тройственного Согласия. Предварительно принятия того или другого решения Императорское Правительство должно знать, в какой мере ему будет оказана поддержка Франциею, и можно ли рассчитывать на активное участие в воздействии на Порту со стороны Англии.
Министр иностранных дел, подтверждая, что меры давления им действительно предусматриваются в расчете на содействие всех Держав Тройственного Согласия, указывает на то, что является невыясненным, насколько энергично готова была бы действовать Англия. Что касается Франции, то Русское Правительство может рассчитывать на деятельную поддержку до крайних пределов.
Министр получил от Г-на Делькассэ уверение от имени Французского Министра Иностранных Дел, что Франция пойдет так далеко, как того пожелает Россия.
Председатель Совета Министров полагает, что, продолжая переговоры в Берлине, необходимо в то же время выяснить степень участия Лондонского кабинета в возможных выступлениях Держав Тройственного Согласия. При этом Статс-Секретарь Коковцев отмечает особенность, положения Англии в вопросе о германском командовании в Константинополе, создаваемую для нее пребыванием в стране английского адмирала-инструктора. Англия до сих пор, по мнению Председателя Совета Министров, не оказала никакого существенного содействия стараниям Петербургского Кабинета...
В ответ на заявление Статс-Секретаря Коковцева, поддержанное Военным и Морским Министрами, о желательности предварительно добиться от Англии отозвания адмирала, Министр Иностранных Дел сообщает, что Сэр Э. Грей уже высказывал на то готовность, и что во всяком случае таковое решение Великобританского Правительства, вероятно, могло бы быть достигнуто, если бы оно оказалось желательным в целях облегчения воздействия в Берлине...
Министр Иностранных Дел обращает внимание Совещания на возможность достичь успеха путем энергичного, но в то же время осторожного совокупного действия трех Держав, причем вовсе, по мнению Министра, не является несомненным, что таковое должно повлечь за собою войну с Германией. В действительности, для Германии не представляется особенно опасным выступление России при поддержке одной лишь Франции. Обе Державы вряд ли способны нанести Германии смертельный удар, даже в случае успехов на поле сражения, являющихся всегда гадательными. Борьба же при участии Англии может явиться роковой для Германии, которая ясно сознает опасность быть доведенной при английском выступлении в шестинедельный срок до полной социальной внутренней катастрофы. Англия страшна Германии и в сознании этого кроется причина ненависти, питаемой немцами к растущей мощи Великобритании. В связи с указанными обстоятельствами, Императорскому Правительству необходимо было бы, предварительно решительных выступлений, заручиться поддержкой Лондонского кабинета, активное участие которого является, по мнению Министра, не обеспеченным. Несомненным представляется вмешательство Великобритании в случае не-благоприятного для России и Франции оборота военных действий. Вмешательство это могло бы быть направлено либо к прекращению невыгодного с точки зрения английских интересов европейского столкновения, либо к оказанию поддержки Державам, поражение которых противоречит задачам ее политики. Отмеченная необходимость для Императорского Правительства действовать лишь по выяснении активного участия со стороны Англии несомненна, составляя слабую сторону положения России в настоящем случае...
Председатель Совета Министров, полагая, что меры такого характера повлекут за собою неминуемую войну с Германией, ставит вопрос: желательна ли война с Германией, и может ли Россия на нее итти.
Министр Иностранных Дел, в ответ на это, присоединяется к мнению Статс-секретаря Коковцова о принципиальной нежелательности войны с Германией; что же касается вопроса о том, может ли Россия в настоящее время воевать с Германией, Министр не считает себя призванным его разрешать...
Повторяя, что меры принуждения против Турции предполагаются в тесном единении с Францией и Англией, Министр иностранных дел желал бы выяснить, — какое положение надлежит занять Правительству в случае, если оно получит уверенность в активной поддержке Англии и Франции.
Статс-секретарь Коковцев, считая в настоящее время войну величайшим бедствием для России, высказывается в смысле крайней нежелательности вовлечения России в европейское столкновение, к каковому мнению присоединяются и остальные члены Совещания.
Министр Иностранных Дел, предусматривая возможность неудачи переговоров, ставит вопрос о том, какое должно быть принято решение на этот случай.
Председатель Совета Министров заявляет, что в стремлении избегнуть выступлений, связанных с риском военных осложнений, он готов был бы остановиться на финансовом бойкоте, хотя и не представляющем достаточных гарантий успешного достижения цели. Повторяя, что существенное значение в этом направлении будет иметь заинтересованность французских держателей ту- редких государственных бумаг, Статс-секретарь Коковцов указывает на возможность в целях облегчения Французскому правительству последовательного финансового бойкота Турции, принятия Россией на себя обязательства разделить с Францией, на тех или иных основаниях, ответственность за своевременную уплату купона держателям турецких бумаг, выпущенных до настоящего времени на французском рынке.
Подводя итог высказанным соображениям, в согласии с выяснившимся отношением Совещания к обсуждаемым вопросам, Председатель Совета Министров определяет в нижеследующих положениях заключения Совещания:
1) необходимо продолжать настояния в Берлине о не-допустимости, с точки зрения интересов России, командования германским генералом воинскою частью в Константинополе, а тем более предоставления ему инспекции в смысле командования тем или другим округом, но признавая в то же время допустимым предоставление Начальнику германской военной миссии полномочий по общей инспекции над турецкой армией.
2) Переговоры в Берлине следует продолжать до выяснения полной их неуспешности.
3) Вслед за тем надлежит перейти к намеченным мерам воздействия вне Берлина, с согласия с Францией и Англией.
4) В случае необеспеченности активного участия, как Франции, так и Англии, в совместных с Россией действиях, не представляется возможным прибегнуть к способам давления, могущим повлечь войну с Германией.
Коковцев, В. Сухомлинов, И. Григорович, Сазонов, Я. Жилинский.
«Вестник НКИД», 1919, № 1, стр. 26—32.
Здесь приводится по изданию: Сборник документов по истории СССР. Для семинарских и практических занятий (период империализма). М., «Высшая школа», 1977, с. 176-181.