Министерство финансов
Граф Канкрин с умом просвещенным и знанием своего дела соединяет еще и то редкое качество, что умеет избирать способных сотрудников. От того департаменты и кредитные установления Министерства финансов отличаются порядком делопроизводства и строгою отчетностью, а Казенные палаты, Горные правления и таможни благоустроеннее всех других губернских присутственных мест.
Публика порицает в графе Канкрине два главные недостатка: упрямство и односторонность. Предначертав за 20 лет пред сим план своего управления, он следует ему неуклонно и противится всякому нововведению, если оно не им предложено. Это пристрастие к началам, которые он однажды навсегда принял за основание своих действий, препятствует ему идти наравне с веком. Россия имела бы уже теперь в готовности 3 тысячи верст шоссейных путей, если бы граф Канкрин в 1839 году не отвергнул предложение варшавских и берлинских капиталистов, желавших принять на себя эту операцию. Нет сомнения, что он помешал бы и железной дороге между столицами, если бы Государь не произнес: «да будет!».
Не унижая достоинств графа Канкрина, публика рассуждает, что его система ожидает многих улучшений. Скудость финансов России не совместна с важностью ее значения: мы не можем обойтись без внешнего займа в случае войны и не имеем собственных достаточных способов для того, чтобы возвысить внутреннее наше благосостояние во время мира. Частный кредит наш заметно клонится к упадку; коммерческий - не вполне соответствует размерам нашей торговли и, если еще не ослабел наш государственный кредит, то этим Россия обязана не финансовой системе, но политическому своему весу. Несмотря на сие, в долголетнее управление Министерством финансов граф Канкрин приобрел уважение публики и доверенность торгового и промышленного сословий в России.
Но последний тариф произвел неумолкаемый ропот: в нем видят не косвенный, а уже прямой налог, ибо чрезмерно высокою пошлиной обложены не только предметы роскоши, но даже и самые обыкновенные необходимые потребности жизни. Подобная мера произведет такую контрабанду, что никакая стража не остановит ее; торговля встретит не только препятствие, но и самое потрясение, и потеря будет общая, а выигрыш на стороне одних контрабандистов.
Ныне, когда во всех государствах путешественники имеют повсюду свободный въезд и выезд, у нас даже сановники высшие, которые не могут и помышлять о контрабанде и имеют только при себе вещи, купленные для собственного употребления, останавливаются на заставах таможни по целым дням. Кроме всеобщего в высшей степени ропота полагают, что доход таможенный, ежели и увеличится в настоящее время, то это возвышение дохода не будет продолжительно и, как сказано, даст только обильные выгоды контрабандистам.