Иванов А.А.

Иванов Александр Андреевич (16.07.1806-3.07.1858), живописец, сын профессора Академии художеств А. И. Иванова. Получил хорошее домашнее образование, преимущественно художественное. В 1817 был принят в Академию художеств, которую окончил в 1830. Первая его картина “Приам, испрашивавший у Ахилла тело Гектора” (1824). С 1831 и почти до конца своей жизни Иванов находился в Италии.

Ранний период творчества Иванова посвящен темам истории античности и древнегреческой мифологии. Картина “Аполлон, Кипарис и Гиацинт” (1830 — 34) завершает этот цикл его творчества. С сер. 1830-х Иванов обращается к евангельской тематике (“Явление Христа Марии Магдалине” и др.).

Делом всей жизни Иванова стало создание величественного полотна “Явление Христа народу”, которому он посвятил 20 лет (1837 — 57). Во время работы над картиной Иванов сделал 258 эскизов. В этом произведении выражена тема нравственного преобразования человека. Иванов показал людей, жаждущих свободы и ищущих правды.

В Италии Иванов жил на скудные средства “пенсионера” (стипендиата) петербургского Общества поощрения художников, отказываясь от лестных предложений занять должность профессора в Академии художеств. В Риме неоднократно встречался с проживавшим там Н. В. Гоголем. Из-за прекращения пенсии вынужден был, уже тяжело больным, вернуться в Петербург.

В России картина “Явление Христа народу” была выставлена первоначально для Александра II и подарена Румянцевскому музею (ныне находится в собрании Третьяковской галереи).

В. А. Федоров

Биографическая справка с сайта Большая энциклопедия Русской цивилизации.

 

Годы жизни: 
с среда, июля 16, 1806 по суббота, июля 3, 1858

III. Александр Андреевич Иванов.

чт, 06/06/2013 - 14:04 -- Вячеслав Румянцев

В сороковых годах Россия в первый раз узнала из знаменитого письма Гоголя о существовании картины Иванова «Явление Христа народу». Перу великого писателя суждено было вызвать беспримерный интерес к кисти художника, заявившего до тех пор свою силу превосходною по выразительности (экспрессии) головою Магдалины перед Христом. Равнодушное обыкновенно к явлениям родного искусства, русское общество вдруг исполнилось внимания и нетерпения. Первый вопрос приезжавшего в Рим был: «Как бы увидеть картину Иванова?» Первый вопрос вернувшемуся из Рима: «А что картина Иванова?» Письма к проживающим в Риме художникам и любителям были наполнены расспросами о картине. Десять лет на все это был один ответ: запертая дверь мастерской художника. Досада неудовлетворяемых ожиданий, как всякая досада, начала искать себе облегчения в клевете и выдумках, смешных или обидных. Нашлись такие изобретательные досады, которые и самое существование картины подвергали сомнению. Большие холсты тем временем вывозились из Рима, а авторы их, не безгрешные в позаимствованиях из сомнительной картины, обогащались и чтились... Затворник студии Vicolo del Vantaggio, с криком вызываемый Россиею, оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей келии...

Subscribe to RSS - Иванов А.А.