Лобойко И.Н. Граф Сиверс.

пт, 05/31/2013 - 09:56 -- Вячеслав Румянцев

Граф Сиверс

По окончании французской войны инженер-генерал граф Сивере, принадлежавший к армии князя Барклая де Толли, испросил высочайшее позволение на путешествие по Германии и Швейцарии для обозрения народных школ.

Метода Песталоцци повсюду входила тогда в большую славу. Товарищ и сотрудник Песталоцци пастор реформатской в Петербурге церкви Петра и Павла 74 завел на этой методе огромный пансион, где воспитывались сыновья лучших петербургских фамилий, до самого поступления их в военную или гражданскую службу.

[145]

Министерство просвещения послало в 1815 году 75 четырех воспитанников С.-Петербургского педагогического института 76 в Швейцарию для изучения сей методы. Это были Александр Ободовский, Матвей Тимаев, Федор Буссе и Карл Свенске, которые, переняв методу и обозрев заведения Песталоцци, возвратились в Петербург и основали при Педагогическом институте училище по сей методе для приготовления учеников к учительскому званию в народные училища 77.

Граф Сивере, находясь в Швейцарии, входил также во все подробности преподавания учебных предметов по сей методе. Главною целью его в сем педагогическом путешествии было составить проект для заведения в России низших военных училищ. Возвратясь в Россию, просил он главнокомандующего Барклая де Толли представить его проект на высочайшее благоусмотрение. Государь Император Александр I удостоил одобрения сей проект 78 и похвалил графа Сиверса за ревность его служить своему отечеству в мирное время, велел препроводить опыт к графу А.А. Аракчееву для учреждения в Петербурге образцового училища для военных поселений, под руководством графа Сиверса. Граф Аракчеев не доволен был ни проектом, ни сочинителем, потому что не к нему, а к князю Барклаю де Толли тот обратился; был, однако, принужден согласиться на учреждение под председательством графа Сиверса Комиссии для учебных пособий и Военно-учительского института и при нем ланкастерской школы. Членами этой комиссии были: генерал-майор Перский, директор 1-го кадетского корпуса, полковник Клейнмихель, после графа управлявший путями сообщения, цензор и директор С.-Петербургской гимназии Тимковский, отец протоиерей Герасим Павский и Николай Иванович Греч, как первый учредитель ланкастерских школ в Петербурге и России.

Этот Военно-учительский институт и при нем ланкастерская школа были образцовыми для учреждения училищ в военных поселениях. Институт открыт был для 30 взрослых, а ланкастерская школа на 100 малолетних кантонистов. Учителями были Малов Алексей Иванович, бывший духовником графа Аракчеева, я, Лобойко, для русского языка и слога по методе Песталоцци, и помянутые четыре педагога, бывшие в Швейцарии. Инспектором классов Военно-учительского института и ланкастерской школы был Греч. Заведения эти помещались в доме, доставшемся в казну от езуитов, изгнанных из Петербурга в 1815 году 79, находившемся близ Казанского моста и Екатерининского канала.

[146]

Граф Егор Карлович Сивере, бывший с 1817 года начальником Главного инженерного училища и членом разных комитетов, при многочисленных своих обязанностях должен был часто относиться по делам Комиссии для учебных пособий к графу Аракчееву, который обращался с ним гордо и своенравно, заставляя его по целым часам ожидать в передних, пока откроют ему двери кабинета. Граф Сивере смягчил его наконец терпением и смирением. Грозное могущество графа Аракчеева продолжалось до вступления на престол Императора Николая I. Сей Монарх при восшествии своем ничем не мог столько угодить народу, как удалив от всех дел графа Аракчеева.

Не знаю, дойдут ли до потомства те жестокости, которыми сопровождалось учреждение военных поселений в Новгороде и Чугуеве, где все, что укреплено было временем и привилегиями, сим было графом Аракчеевым разрушено, чтобы создать новую область для своего неограниченного властолюбия, где старики, дерзнувшие защищать свою собственность данными от монархов грамотами, подверглись бесчеловечно телесному наказанию. Жизнь таких властителей составляется обыкновенно по послужным спискам; но поступки сильных, угнетавших тысячи бессильных, хотя бы они известны были всей России, не входят в жизнеописания. То же самое должно сказать и о расширении власти графа Аракчеева над равными ему лицами, когда он, сделавшись любимцем Государя, заслонял его в последние годы царствования так, что даже министры не имели к Государю доступа. Все доклады шли чрез графа Аракчеева, и чрез него получали они ответы; и перед и после отъезда Государя в Таганрог 80 это первенство Аракчеева похоже было на регентство.

[147]

И.Н. Лобойко. Мои записки (Печатается по: ИРЛИ. Ф. 154. № 37-41, 55, 60). // И.Н. Лобойко. Мои воспоминания. Мои записки. М., 2013, с. 145-147.

Комментарии

74. Имеется в виду пастор И. Муральт.

75. Неточность. Поездка состоялась в 1816—1818 гг.

76. Педагогический институт — высшее закрытое учебное заведение; он был создан в Петербурге в 1804 г., в 1816 г. преобразован в Главный педагогический институт.

77. Один из участников этого путешествия, К. Свенске, вспоминал, как в 1816 г. «по представлению бывшего тогда попечителя С.-Петербургского учебного округа, а впоследствии министра народного просвещения, Сергея Сергеевича Уварова, положено было отправить в чужие края четырех студентов Педагогического института для изучения разных метод преподавания. <...> Быстро распространившаяся в Великобритании метода взаимного обучения обращала на себя около того времени всеобщее внимание правительств, и ознакомиться с нею было первым назначением отправлявшихся за границу студентов. <...> По прибытии в Лондон <...> прежде всего они ознакомились с ланкастерскою методою в Центральной школе (Central School of the British and Foreign School Society) <...>. Эта школа служила образцом всем прочим заведениям, учрежденным по этой методе не только в соединенном королевстве, но и во всех частях света; а посему в ней стекались молодые люди из всех стран, посылаемые туда для изучения ланкастерских приемов <...>. Из ланкастерской Центральной школы они перешли в Центральную школу по методе доктора Белля <...>»; «...по окончании своих изучений в Англии студенты получили назначение отправиться в Швейцарию, с тем, чтобы ближе освоиться с системами воспитания Песталоцци и Фелленберга. Проездом через Францию они останавливались в Париже для осмотра замечательнейших тамошних учебных заведений»; «...по возвращении из-за границы четырех студентов, им вверено было новоучреж- денное по докладу попечителя С.-Петербургского учебного округа С.С. Уварова заведение для образования учителей народных школ под названием Учительского института. В этом заведении, которое составлено было большею частью из учительских детей и сирот, числом 90, возвратившиеся студенты занимали должность вместе учителей и гувернеров под управлением опытного педагога О.И. Миддендорфа» (Свенске К. Воспоминание о Матвее Максимовиче Тимаеве // Журнал для воспитания. 1859. № 1. Отд. II. С. 21-22, 25).

78. Проект этот («О способах усовершенствования образования солдатских детей в России») был в сокращенном виде опубликован: <Сиверс Е.К.У О новейших методах первоначального обучения // Сын Отечества. 1818. № 20. С. 3—23; № 21. С. 60—68.

79. Иезуиты были высланы из Петербурга и Москвы по указу от 20 декабря 1815 г., после обращения в католичество племянника обер-прокурора Синода А.Н. Голицына. В 1820 г. они были вообще изгнаны из России.

80. Александр I уехал в Таганрог I сентября 1825 г., 14 сентября он прибыл туда и умер в Таганроге 19 ноября.

Субъекты документа: