Мусульманская пропаганда (1866 год).

пн, 11/12/2012 - 21:13 -- Вячеслав Румянцев

Мусульманская пропаганда

Религиозное брожение умов продолжается еще и между татарами Приволжского края. Сначала они были смущаемы слухами о намерении правительства обратить всех мусульман в христианство, а потом - о раздачах эмиссарами пособия на переселение их в Турцию; вследствие чего еще в 1865 году возникло стремление татар за границу, под предлогом богомолья, целыми семействами. К удержанию их и прекращению ложных толков были приняты меры, и как религиозная сторона татар не была дотоле затронута, то движение их дало повод подозрению, что они волнуются по внешнему влиянию; но розыски не подтвердили этого, а открыли только, что некоторые из местных жителей, возвратясь из-за границы, распространяли между своими единоверцами превратные сведения и склоняли их к переселению.

Несмотря на предание их ответственности, мусульманская пропаганда не прекратилась. В 1866 г. жители двух деревень Казанского уезда, потомки татар, крестившихся еще в прошлом столетии, поверив двум крестьянам, принявшим татарские имена, о разрешении возвращаться в магометанство, отказались от исполнения христианских обрядов и буйно сопротивлялись уездной полиции.

В то же время в Симбирской и Нижегородской губерниях отпадение крещеных татар от православия приняло значительные размеры. Многие из них, по внушению влиятельных татар Казанской губернии, отправили на Высочайшее Имя просьбы о перечислении их в магометанство; после чего отделились от местных обществ, не допускали священников к совершению треб и обращались для того к муллам, которые, вопреки данных ими подписок, исполняли над ними свои обряды.

Главными подстрекателями оказались: купец Ягудин и два крестьянина, которые по представлению Симбирского губернатора и удалены административным порядком на жительство в Восточную Сибирь.

Развитию в Приволжском крае религиозного брожения, кроме подстрекательства, не способствовало ли, так же как и в Лифляндии, отсутствие нравственного надзора православного духовенства за своими прихожанами? Зависимое от них в материальном отношении, оно не могло приобрести надлежащего на них влияния и допустило усилиться настроению, внушенному лицами, враждебными существующему порядку. Некоторые священники, как показали жители, допускали совращенных не исполнять христианских обрядов, по их просьбам, из личных своих выгод. Равным образом и местные власти дознанных отступников оставляли без преследования.

Поэтому следовало бы строго подтвердить местным чинам полицейских, мировых и судебных учреждений неослабно наблюдать и принимать своевременные меры против распространения мусульманской пропаганды, а епархиальным начальствам вменить в обязанность обращать должное внимание приходского духовенства на нравственное направление православных жителей, особенно азиатского происхождения; вместе с тем, поручить синодальному обер-прокурору сделать соображение о возможности применения к тамошнему духовенству мер, принятых в исполнение Высочайшей воли, относительно улучшения быта священников, назначаемых в приходы, где находится наиболее раскольников, дабы тем поставить их в независимое, хотя отчасти, положение. Кроме того, как ему, так и министру народного просвещения 27 необходимо обратить особенное внимание подлежащих начальств на распространение между татарами здравых нравственно-религиозных убеждений.

Ввиду тревожного состояния умов татар-христиан Казанской и Симбирской губерний было поручено тамошним губернаторам стараться лично, или посредством избранных лиц, отклонять этих людей от совращения в исламизм силою убеждения; но мера эта почти повсеместно осталась без успеха. Даже высылка упомянутых выше трех лиц не произвела должного впечатления, ибо татары уверены, что они скоро будут возвращены и что затем правительство оставит это дело без последствий.

Поэтому, для предотвращения дальнейшей пропаганды и вразумления отступников, губернаторы признали необходимым удалить еще несколько лиц, оказавших наиболее упорства и вредного влияния на свою среду. Таких подстрекателей замечено: по Казанской губернии - 47, по Симбирской - 11 человек. По сношению с министром внутренних дел, согласно его предположению, предоставлено переселить их в Туруханский край Восточной Сибири, но с тем, чтобы высылать их не одновременно всех, а постепенно, давая каждому случаю возможно большую огласку, с возобновлением каждый раз внушений татарам прекратить их упорство, и притом удалять только из тех местностей и в таком случае, когда на успех этой меры можно будет надеяться.

[ Генерал-адъютант граф Шувалов 28 ]