9. Министерство финансов (1857 год).

чт, 11/08/2012 - 18:01 -- Вячеслав Румянцев

9. Министерство финансов

Эта важная часть так тесно связана с вещественными интересами всех сословий, что управление оною повсюду составляет предмет постоянных толков и часто несправедливых порицаний. Публика желает иногда от министра финансов невозможного: она требует от него постоянно государственных мер, блестящих операций, но с одною оговоркою «без всяких новых налогов». При этом она не принимает в рассуждение, что государство по многосложности состава и разнородности условий политической жизни не может быть банкирским домом и что смелые финансовые теории новейшего времени часто не оправдываются на деле и ведут к гибельным ошибкам, оканчивающимся кризисами; чему и ныне представляются веские примеры.

Министр финансов, действительный тайный советник Брок 25, не простирая притязаний на гениальность финансовых соображений, отличается точным умом и деятельностью. По приобретенным практическим сведениям на финансовом поприще он с благоразумною осторожностью направляет вверенное ему дело и, невзирая на трудные обстоятельства в продолжение бывшей изнурительной войны и после оной, успевает, без введения новых налогов, удовлетворять всем государственным потребностям. Это уже одно служит лучшим оправданием его управлению.

Из числа же недостатков, замечаемых по Министерству финансов, более или менее заслуживают внимания следующие: упрекают министра в отсутствии самостоятельности и в излишнем, может быть, доверии к первенствующему у нас банкирскому дому бар. Штиглица и К. 26; причем находят, что министру надлежало бы до сих пор озаботиться об основании в России другого банкирского дома, равносильного, для устранения существующей монополии, нередко весьма неблагоприятной для правительственных видов; полагают, что следовало бы принять деятельные меры к восстановлению общественного кредита, который более и более приходит у нас в упадок; жалуются на продолжение злоупотреблений по винным откупам и делаемые откупщикам послабления; жалуются также на постоянно возрастающую дороговизну, в особенности на предметы первых потребностей и приписывают это отчасти ошибочному введению в наш курс, еще при гр. Канкрине, серебряной, вместо ассигнационной единицы; наконец, слышен ропот на совершенный недостаток в обращении золотой и серебряной монеты и на значительный вывоз оной за границу.

По обширности финансового управления и специальности некоторых его частей полагают необходимым, чтобы министр в Совете министерства находил настоящую помощь и содействие в многосложных своих занятиях. Для сего признают неизбежным совершенное преобразование означенного Совета с возложением на его обязанность не столько обсуждение текущих административных дел, сколько глубокое исследование современных финансовых вопросов, из коих иные могли бы получить полезное практическое применение. При сем полагают, что в члены сего Совета должны бы быть определяемы исключительно люди известных способностей и посвятившие себя финансовым наукам и специальным предметам, относящимся к ведомству министерства, так как из среды этих членов могли бы впоследствии возникнуть люди достойные для занятия высших в министерстве должностей и даже звания министра.

В настоящее время в числе самых приближенных лиц к министру полагают: его товарища тайного советника Норова 27 - человека весьма благонамеренного, но без практических сведений и притом болезненного; тайного советника бар. Гревеница 28, с давних пор управляющего общею канцелярией министерства, и тайного советника Переверзева 29, недавно определенного в должность директора Департамента податей и сборов, известного своим умом, практическим взглядом и специальным знанием вверенной ему части.

Субъекты документа: