Министерство юстиции.

вт, 11/06/2012 - 13:23 -- Вячеслав Румянцев

Министерство юстиции

В общем Наказе министерствам 26 (в статье, относящейся собственно до предметов государственного хозяйства) заключается правило, которое могло бы послужить основанием и для действий каждого министра в особенности. По приблизительному смыслу этого правила, министру юстиции более надлежало бы пещись об устранении препятствий, заслоняющих правду, нежели о том, чтобы стоять на страже ведущего к ней пути. Граф Панин слишком стесняет круг своих обязанностей, полагая, что они заключаются в одном наблюдении форм и буквальном исполнении существующих законоположений. Если доводят до его сведения о неправильных действиях какой-либо судебной инстанции, он, не прекращая сих действий, ответствует, что рассмотрит дело, когда оно дойдет до него «установленным порядком»; приносят ли жалобу, что такой-то процесс решен вопреки всякой справедливости, он отвечает (особенно в тех случаях, когда тяжбы окончена Сенатом), что ничего не может сделать «за силою последовавшего решения»; сообщают ли ему, что под таким-то актом скрывается явный обман, он пишет, что акт «облечен в законную форму». Словом, сколь бы ни очевидным было злоупотребление производивших дело или прикосновенных к оному лиц, - министр юстиции не внемлет нравственным убеждениям.

Публика полагает, что если власть министра юстиции по законам и ограничена, то он, как высшее докладывающее Императорскому Величеству лицо, всегда мог бы предоставлять на усмотрение Государя те дела, по которым закон не допускает изменений, но по которым справедливость и совесть обязывают его быть защитником истины, тем более что преимущество власти самодержавной заключается именно в том, что самодержавный Государь имеет возможность действовать по совести и в некоторых случаях даже обязан, отстраняя закон, вершить дело, как отец решает дела между детьми: ибо законы - создание ума человеческого, не могли и не могут предвидеть всех случаев и всех ухищрений сердца человеческого. Буквальным же применением существующих законов ко всем без исключения случаям часто подавляется истина и совершается самое очевидное неправосудие, тогда как намерение правительства и цель мудрого законодательства состоит не в том, чтобы только соблюдались его уставы, но в том, чтобы при действии законов охраняема была строжайшая справедливость.

Судебные места вообще находятся в таком же положении, как они были в конце минувшего столетия. Новое поколение приказнослужителей не изменяет обычаям предков: та же продажность в судах; те же обветшалые формы делопроизводства многосложного, запутанного и темного, которое, утомляя внимание присутствующих, представляет удобство и простор ябеде и злоупотреблению. В низших инстанциях тяжебные дела длятся целые годы; просители напрасно теряют время и деньги и не всегда доживают до окончания своих процессов, оставляя детям заботы вместо достояния. И не одни только апелляционные, но даже частные дела производятся по ведомству Министерства юстиции с такою же медленностью, особенно если сравнить это ведомство с другими. Так, например: представления в чины военных офицеров, восходя чрез инспекторский департамент Военного министерства, не позже как чрез месяц получают окончательное разрешение; представления же о производстве гражданских чиновников по герольдии Правительствующего Сената остаются без всякого движения по два и по три года, тогда как процесс делопроизводства по этому предмету и там и здесь один и тот же. Не менее многочисленны по судебным местам и другие злоупотребления. Дела, по коим нет ходатайства, остаются вовсе без производства или в бесполезной переписке длятся несколько лет, а при окончании решаются в пользу той стороны, которая ходатайствовала.

Но первый шаг к юридической реформе уже сделан. Теперь при соединении в стройный Свод отечественных законов 27 обновление судебных мест или, точнее сказать: общее коренное их преобразование становится возможным. По мнению людей благомыслящих, составление особого комитета, который бы начертал проект нового и сообразного с нынешним состоянием просвещения порядка производства дел, есть необходимость и ожидание целой России. Но это важное предприятие, как и все, что в широких размерах совершается для вековых польз нашего Отечества, не будет иметь успеха без личного настояния и неослабного действия державной воли Государя Императора.

Впрочем, лично насчет графа Панина отзывы совершенно в его пользу. Его признают человеком честным, трудолюбивым и в высшей степени бескорыстным и ему отдают полную справедливость, что правосудие в столице идет далеко лучше, нежели шло при его предшественниках.

Дата: 
суббота, декабря 31, 1842