Примечания.

вс, 10/14/2012 - 20:22 -- Вячеслав Румянцев

[i] Указание Лаврова на «16 лет борьбы…» не конкретизировано, отсчет, судя по контексту, идет с «хождения в народ», первые попытки которого были предприняты в 1873 г. В том же году под редакцией Лаврова стал выходить журнал (непериодическое обозрение) «Впе­ред!», на страни­цах которого, среди прочего, активно пропагандировалась не­обходимость сплочения социали­стических сил в России.

 

[ii] Речь идет о Великой Французской революции 1889 – 1894 гг. Париж­ский международный социа­листический конгресс открылся 14 июля 1889 г., в день 100-летия начала этой революции, и проходил под лозунгами необходимости реформ в интересах рабочих и подготовки к сверже­нию «капиталистической Бастилии».

 

[iii] Речь идет о царе Петре I (император с 1721). 1689 г. отмечен началом его самостоятельного правления.

 

[iv] Имеется в виду императрица Екатерина II (1762 – 1796), сочувствовав­шая идеям эпохи Просве­щения, что не мешало ей отстаивать разумность для России самодержавной формы прав­ления. С французским фи­лософом-просветителем и писателем Вольтером (Voltaire) (наст. фа­милия, имя Аруэ Мари Франсуа) Екатерина II поддерживала переписку.

 

[v] Имеется в виду крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева в 1773 – 1775 гг.

 

[vi] Речь идет об императоре Павле I (1796 – 1801).

 

[vii] Имеются в виду декабристы и их выступление на Сенатской площади Петер­бурга 14 декабря 1825 г.

 

[viii] Николай I – император России в 1825 – 1855 гг. Под пятью заговорщиками имеются в виду декабристы К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский, казненные 13 июля 1826 г.

  

[ix] Имеется в виду «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, вышедший в свет в феврале 1848 г.

 

[x] Сенсимонизм – одно из течений утопического социализма, название по имени французского философа К.А. де Рувруа Сен-Симона (Sent-Simon) (1760 – 1825).

 

[xi] Герцен А.И. (1812 – 1870) – общественный деятель, писатель, философ и историк; идейный предшественник народничества. В 1853 г. основал в Лондоне «Вольную русскую типографию».

 

[xii] Фурьеристы – сторонники учения французского утопического социалиста Ш. Фурье (Fourier) (1772 – 1837).

 

[xiii] Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889) – философ, писатель, публицист. До начала 1860-х гг. обосно­вывал важнейшие постулаты народничества; позднее скептически относился к возмож­ностям крестьянской революции в России, а утверждение социализма в неопределенно далеком будущем стал связывать, прежде всего, с развитием производительных сил и форм производ­ства.

 

[xiv] Речь идет об отмене крепостного права в России в 1861 г. и о последующих реформах 1860 – 1870-х гг.

 

[xv] Александр II – император России в 1855 – 1881 гг. Убит народовольцами 1 марта 1881 г.

 

[xvi] На русском языке I т. «Капитала» К. Маркса вышел в марте 1872 г. свет в Петербурге в издатель­стве Н.П. Полякова (перевод был выполнен Г.А. Лопатиным, Н.Ф. Даниельсоном и Н.Н. Любавиным). Т. II «Капитала» на русском языке в переводе Даниельсона впервые был из­дан в 1885 г. – в год появления его на языке оригинала.

 

[xvii] Парижская коммуна как орган власти существовала с 18 марта по 28 мая 1871 г. Лавров, нахо­дившийся в Париже, объявил себя «сочувствующим социальному движению, представленному Парижской коммуной» и содействовал движению солидарности с коммуна­рами – «людьми на­стоящего дела». В книге «18 марта 1871 года», вышедшей в 1880 г. в «Соци­ально-революцион­ной библиотеке» (Вып.1), он одним из первых оценил в печати события 1871 г. как «пролетар­скую революцию».

 

[xviii] Речь идет о последователях М.А. Бакунина (1814 – 1876) – идеолога «бунтарского» направле­ния в революционном народничестве, одного из основоположников анархизма. Бакунисты дос­таточно жестко полемизировали с лавристами, обвиняя их в отсутствии революционной ини­циативы, в пассивности, увлечении «словоговорением».

 

[xix] Журнал (непериодическое обозрение) «Вперед!» издавался в Цюрихе (т. 1 – 2) и Лондоне (т. 3 – 5) под редакцией Лаврова в 1873 – 1877 гг. Журнал и одноименная газета, выпускавшаяся в Лондоне в 1875 – 1876 гг., стали органами формирования и развития лавризма как «пропаганди­стского» течения революционного народничества.

 

[xx] Журнал «Набат» издавался в 1875 – 1881 гг. в Женеве. Создан усилиями П.Н. Ткачева и чле­нов русско-польского кружка «Cercle slave» во главе с П.Г. Турским. Журнал выражал идеи рус­ских бланкистов («якобинцев»); многие публикации отличались остро полемическим характе­ром по отношению к другим течениям революционного народничества.

 

[xxi] Имеются в виду речи народников С.И. Бардиной и П.А. Алексеева, произнесенные 9 марта 1877 г. на судебном процессе «50-ти» («дело москвичей»). Тексты речей получили широкую известность не только в России, но и за границей.

 

[xxii] Речь идет об оправдательном приговоре В.И. Засулич, вынесенном 31 марта 1878 г. присяж­ными в заседа­нии Петербургского окружного суда. В знак протеста против издевательства над политическим заключенным А.С. Емельяновым (псевд. А.П. Боголюбов) она 24 января 1878 г. совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова.

 

[xxiii] Народническая организация «Земля и воля» (основана в 1876 г., название с 1878 г.) в августе 1879 г. раздели­лась на две самостоятельные организации – «Народная воля» и «Черный пере­дел».

 

[xxiv] «Черный передел» – народническая организация, действовавшая в Рос­сии в 1879 – 1882 гг. Главный акцент делался на необходимость аги­та­ционно-пропагандистской работы среди кре­стьян, а также рабочих. Чер­нопередельцы высту­пали против народовольческого увлечения тер­ро­ром, ибо он, по их мнению, не может привести к смене поли­тического системы в России. От­метим, что Лавров в то время разделял многие позиции чернопередельцев, поддерживал дело­вые и даже весьма дружественные отношения с Плехановым и его единомышленниками по эмиграции (до их перехода на позиции марксизма). Одним из примеров может служить привле­чение Плеханова к изданию и редакти­рованию «Русской социально-революционной библио­теки», основанной в Женеве в 1880 г. для выпуска книг и брошюр социалистов различных фракций и оттенков.

 

[xxv] Группа «Освобождение труда» – первая марксистская организация российских рево­люционе­ров возникла в Женеве в сентябре 1883 г. Свои главные задачи видела в пропаганде и распро­странении марксизма в Рос­сии. Заявила о «растворении в партийной организации» на II съезде РСДРП в 1903 г.

 

[xxvi] «Союза русских социал-демократов» как организации, в которую «преобразовалась» группа «Освобождение труда», в то время не существовало. Тем не менее, В.И. Засу­лич, Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод и С.М. Кравчинский (Степняк) поставили подписи при выпуске дополнитель­ного тиража первого издания пригласительного циркуляра (воззвания) на Париж­ский конгресс от имени «Союза…». Мандат Плеханову на конгресс также был оформлен от этой несуществую­щей организа­ции. Объяснение этих фактов видится, прежде всего, в жела­нии Пле­ханова и его еди­номыш­ленников подчеркнуть, что они на конгрессе представляют не только себя, но и других привер­женцев марксистской социал-демократии, в том числе в самой России. Что касается Крав­чинского, то он, несмотря на идейные разногласия с плеха­новцами, как из­вестно, отно­сился к ним с симпатией. Несомненно, что имелись определенные договоренности, как с Лавровым, так и с Организаци­онной комиссией конгресса – по крайней мере, правомоч­ность мандата Плеханова в Париже никто не оспаривал.

  

[xxvii] Лафарг (Lafargue) Поль (1842 – 1911) – деятель французского рабочего и социалистического движения, пропагандист марксизма. Один из основателей Французской Рабочей партии (1879), редактор газеты «Le Socialiste» («Социалист»), издававшейся с 1875 г.

 

[xxviii] Гед (Guesde) Жюль (наст. фамилия Базиль) (1845 – 1922) – деятель французского рабо­чего и социалистического движения, пропагандист марксизма. Наряду с П. Лафаргом, один из основа­телей Французской Рабочей партии.

 

[xxix] Засулич В.И. (1849 – 1919) в рассматриваемое время – член группы «Освобождение труда», заве­довала типографией группы. Широкую известность в Европе получила после покушения на Ф.Ф. Трепова (см. примеч. 22). Лавров, говоря об очерке истории Интернационала, имеет в виду работу Засулич «Очерк истории Международного общества рабочих». Отметим, что Лавров поддержал предложение об издании этой работы цюрихским Социалистическим литературным фондом, о чем с лета 1888 г. велись переговоры с группой «Освобождение труда». Однако пер­вые девять глав работы Засулич были опубликованы в 1889 г. самой группой «Освобождение труда» в «Библиотеке современного социализма» (Вып. 8). Вторая часть «Очерка…» опублико­вана только в 1973 г. в сб. «Из истории марксизма и международного рабочего движения» (М.).

 

[xxx] «Народная воля» – наиболее крупная и сильная организация революционных народников. Имела жестко централизованную структуру во главе с Исполнительным комитетом, которому подчинялись как местные группы, так и входящие в нее организации (Военная ор­ганизация «Народной воли», Центральный рабочий кружок «Народной воли» и др.). После 1883 г. «На­родная воля» перестала существовать в качестве единой организации, но ее программные уста­новки продолжали разделять отдельные группы и кружки, как в России, так и среди эмиг­рантов.

 

[xxxi] Лавров имеет в виду «Рабочую газету», нелегально издававшуюся в Петербурге в декабре 1880 – январе 1881 гг. Всего вышло три но­мера.

 

[xxxii] Очевидно, имеется в виду убийство 1 марта 1881 г. императора Александра II, находившегося на престоле с 1855 г.

 

[xxxiii] Польская партия «Пролетариат» (нередко называется «Первый Пролетариат») – подпольная социально-революционная партия, действовавшая на территории Королевства Польского в 1882 – 1886 гг. В качестве образца для политической борьбы выступали многие методы, исполь­зо­вавшиеся «Народной волей»; партия, в частности, не исключала необходимость террора про­тив представителей власти и «угнетателей рабочих». В начале 1884 г. на съезде «Народной воли» в Париже было заключено формальное соглашение о совместной борьбе, однако серьез­ных по­следствий оно не имело в связи с дальнейшим развитием кризиса народовольчества, усу­губляв­шегося арестами, как русских, так и польских социалистов.

 

[xxxiv] Наиболее «громкой изменой» стало покаяние перед властями видного народовольца Л.Н. Тихо­мирова. В 1888 г. он выпустил в Париже брошюру «Почему я перестал быть революционе­ром?» и в том же году подал прошение о помиловании. Организаторы Парижского междуна­родного конгресса социалистов считали, что присутствие на нем делегатов от России должно, среди прочего, проде­монстрировать, что после «предательства» Тихомирова социализм в Рос­сии продолжает жить.

 

[xxxv] Александр III вступил на престол в 1881 г. и находился на нем до своей смерти в 1894 г.

 

[xxxvi] Лавров в этом фрагменте доклада имеет в виду, прежде всего, В. К. Дебогория-Мокриевича и В.Л. Бурцева, которые выступали, в частности со страниц газеты «Свободная Россия», за союз с ли­бералами.

 

[xxxvii] Здесь: основания (франц.).

 

[xxxviii] Газенклевер (Hasenclever) Вильгельм (1837 – 1889) – немецкий социалист. В 1871 – 1875 гг. был председателем Всеобщего германского рабочего союза, в 1876 – 1878 гг. вместе с Виль­гельмом Либкнехтом редактировал журнал «Vorwärts» («Вперед»).

 

[xxxix] Варлен (Varlain) Луи Эжен (1839 – 1871) – деятель французского рабочего движения, член I Интернационала, участник Парижской ком­муны.

 

[xl] Бланки (Blanqui) Луи Огюст (1805 – 1881) – французский коммунист-утопист, приверженец заговорщической тактики и тайных обществ для подготовки социальной революции.

 

[xli] Единственный номер журнала «Социалист» с подзаголовком «политическое социально-револю­ци­онное обозрение» вышел под редакцией Х. (Ю.Г.) Раппопорта в июне 1889 г. Раппо­порт и активно поддержи­вавший его Лавров надеялись, что «Социалист» сплотит эмиг­рантов-социали­стов разных направ­лений. Показательно в этом отношении, что в журнале были опуб­ликованы статьи Лаврова, Н.С. Русанова, Е.А. Серебрякова, Плеханова, П.Б. Аксельрода, статьи и коррес­понденции других авторов. Журнал поместил информацию о конгрессе: «14 июля в Париже состоится интернациональный конгресс рабочих. Социалисты Германии и Франции ведут уси­ленную агитацию в пользу того, чтобы на съезд попало как можно больше рабочих. В следую­щем № мы надеемся дать более подробный отчет об этом конгрессе» (С. 33). Уже после кон­гресса, для подготовки материала об его итогах, Раппопорт обращался как к Лаврову, так и к членам группы «Освобож­дение труда» (ГАРФ. Ф. 1762. Оп. 4. Д. 373. Л. 10 об.).

 

[xlii] Лавров в этом фрагменте доклада кратко характеризует группы и организации, от которых он имел полномочия на Парижском конгрессе 1889 г.

 

[xliii] Имеется в виду  Г.В. Плеханов.

 

[xliv] Имеются в виду Ф.Б. Крантц от «Интернационального рабочего образовательного клуба», Я.М. Барский и Л. С. Миллер от «Соединенных еврейских рабочих союзов Нью-Йорка».

 

[xlv] «Знамя» – газета эмигрантов-социалистов из России, издавалась в Нью-Йорке в 1889 – 1890 гг. (см. номера газеты в Государственной общественно-политической библиотеке). Характери­стика Лавровым этого издания как «социал-демократической газеты» представляется излишне категоричной, тем бо­лее что ее не использовали и редакторы газеты. В № 1 (5 января 1889) ука­зывалось: «…наше «Знамя» явля­ется также знаменем объединения всех русских рабочих для святого дела помощи революцион­ной России». Из публикаций «Знамени» от­метим ста­тью Л. Миллера «Парижский конгресс» (№ 10, 23 марта 1889), в которой заявлялось: «Ввиду превос­ходно организованного союза капитала, не знающего ни национальных границ, ни различий в языке, более прочное и тесное соединение рабочих всех стран и всех на­правлений для борьбы против общего врага представ­ляется насущной потребностью. Эта по­требность мо­жет и должна быть удовлетворена органи­зацией, начало которой должно быть по­ложено на Па­рижском кон­грессе». Позднее газета оце­нила конгресс как «самое выдающееся событие в рабо­чем движении прошлого года». «Как по числу и составу своих членов, так и по теоретическим и практическим воззрениям партий, представленных на нем, он на самом деле явился истинным интернацио­нальным конгрессом социалистического пролетариата всех стран» (№ 2, 8 февраля 1890). Ито­гам кон­гресса была посвящена забы­тая многими ис­ториками статья П.Б. Аксельрода «Интерна­циональный конгресс социалисти­ческого пролета­риата в Париже» (№№ 2 – 4, 1890).

 

[xlvi] Газета «Друг рабочего», встречается перевод названия «Друг работника» («Der Arbeiter­freund») основана в Лондоне в июле 1885 г., ставила задачей воспитание еврейских рабочих во имя борьбы за «социальную справедливость»; при этом, однако, не выражала свою привержен­ность определенному течению в рабочем движении. Первым редактором был участник Париж­ского кон­гресса Ф. Крантц. Позднее, с 1892 г., газета, руководимая Ш.-Й. Янковским, выступала ор­ганом идиш-анархистов.

Дата: 
среда, июля 17, 1889