Комитет о раскольниках.

пт, 10/12/2012 - 21:28 -- Вячеслав Румянцев

Комитет о раскольниках 17

Назначение с 1836 года управляющего III Отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии 18 членом секретного комитета о раскольниках доставило высшему наблюдению возможность ближе следить за ходом раскольничьих дел и обязывает нас изложить здесь некоторые по сему предмету замечания.

Россия всегда славилась веротерпимостью своею. Основными законами нашими даровано каждому повсеместно пользоваться свободным отправлением его веры и богослужения по обрядам оной. Законоположения сии сколько сообразны с учением Христовым, столь же согласуются, смеем сказать, и с правилами мудрого управления. Собственно о раскольниках постановлено в законах наших, что они не преследуются за мнения о вере; но впоследствии, в начале царствования нынешнего, и именно, в сентябре 1826 года последовало воспрещение раскольникам не только строить новые церкви, часовни и молитвенные домы, но и переделывать или возобновлять старые. Согласно ли таковое постановление с приведенными коренными и основными законами нашими? И не есть ли это сильнейшее преследование, ведущее прямо к уничтожению богослужения раскольников? Далее преграждена им возможность получать себе вновь священников; и, наконец, постановлено даже правилом, чтобы браки раскольников, по их обрядам совершенные, не признавать за браки и детей, от тех браков рожденных, не признавать детьми законными. Здесь представляется вопрос, с какою целью все это делается? Неужели полагают таковым преследованием обратить раскольников к православию? Но разве история всех времен не свидетельствует о противном? Разве были примеры, чтобы гонение религиозное послужило к обращению? Мы видим, напротив, что преследования скорее возрождали фанатизм. Полагают, что эти стеснения убедят раскольников присоединиться к единоверию; но для достижения сей цели надлежало бы, по крайней мере, чтобы в церквах единоверческих были в точности соблюдаемы все обряды, весь образ служения раскольников; но это не исполняется, как о том доходили до нас неоднократные жалобы. По сведениям, собранным в Москве, оказывается, что число посещавших тамошнюю единоверческую церковь было сначала довольно значительно, но когда раскольники заметили постепенное отступление от обрядов их богослужения, тогда они начали уклоняться от единоверческой церкви, заключая, что правительство имеет скрытную цель обратить их сим средством к православию; одним словом, они жаловались, что по недостатку священников дети их остаются без крещения, умирающие - без напутствования; но на жалобы сии не обращается никакого внимания. Достойно замечания, что все сии стеснения достигают самую безвредную часть раскольников, т. е. тех, кои имеют церкви и попов. Сии раскольники, называющие себя старообрядцами, везде оказываются людьми трезвого поведения, исправными в исполнении обязанностей своих к правительству и приверженными ему, одним словом, - полезными гражданами; между тем как прочие беспоповщинские раскольники, все более или менее вредные, не имея ни церквей, ни священников, проживая в разврате, вовсе не подвержены подобным стеснениям. Здесь представляется важный вопрос: не будут ли меры стеснения, обращенные на поповщинских раскольников, иметь последствием переход их в беспоповщину, когда они будут лишены и священников и церквей своих? Вопрос сей неоднократно был предлагаем в комитете о раскольниках, но духовные члены оного не хотят войти в сию мысль, как равномерно не хотят принять к соображению своему, сколько вредно и даже опасно для правительства иметь в различных краях государства значительные массы людей недовольных и стесненных в исполнении обрядов своего верования. Можно ли ручаться, чтоб люди сии при каких-либо неблагоприятных для правительства обстоятельствах не сделались орудием неблагонамеренных и не затруднили бы правительство?

Из всего сказанного здесь не должно, однако же, заключить, чтоб мы полагали дать полную свободу раскольникам в их противозаконных действиях. По разумению нашему следует строго наблюдать, чтобы раскольники не могли склонять кого-либо в раскол свой, чтобы они не разводили скитов, не скрывали у себя беглых попов и другого звания людей, одним словом, - чтоб они ни малейше не уклонялись от обязанностей своих к правительству и местным властям; но считаем вредным и противным духу нашего правительства стеснять их в отправлении их богослужения и лишать их вовсе церквей и священников. Пусть будут и на них распространены те правила, коими правительство наше руководствуется в отношении всех других исповеданий, не только христианских, но и магометанского и даже еврейского.

Дата: 
воскресенье, декабря 31, 1837
Субъекты документа: