II. О Министерстве внутренних дел
Согласно общественному мнению, министр внутренних дел должен быть человеком образованным, знакомым с ходом дел в других европейских государствах и говорящим на иностранных языках. Г<осподин> Закревский деятелен и враг хищений, но он совершенный невежда. Всю свою славу и свое честолюбие он полагает в чистоте апартаментов, в соблюдении формы, в составлении карточек и в числе входящих и исходящих бумаг. Последние читаются и пишутся, но дело не двигается; не замечается никакого улучшения. Напротив, в целях достижения некоторой популярности и репутации великого государственного человека, в русском смысле этого слова, г<осподин> Закревский полагает свою честь в том, чтобы незаметно оказывать покровительство своим подчиненным. Все сообщаемые ему жандармерией сведения он посылает губернаторам, сообщая им, от кого они исходят; это тормозит деятельность жандармов и навлекает на них придирки и злобу местных властей. Сколько ему не объясняют, что эти сведения сообщаются ему только в порядке частном, как предназначаемые исключительно для его личного сведения в целях дать ему возможность действовать, когда и где следует, - он не отступает от своей методы исключительно из-за неуместной ненависти к учреждению, которое, по его мнению, врывается в сферу его компетенции.
Губернаторы слишком обременены бумагами, поглощающими всю их деятельность, и в конечном итоге в большинстве случаев сжигаемыми в департаментах. Состояние провинциальных тюрем в высшей степени плачевно, потому что министр, по странному пониманию справедливости, полагает, что не следует нежить злодеев, не принимая во внимание того, что среди заключенных могут быть люди невинные и несчастные. Полиция в губерниях тоже в плачевном состоянии, везде, даже под стенами Петербурга, кишит беглецами и бродягами, и особенно их много в Шлиссельбургском округе, где они легче находят себе убежище. Всякому сколько-нибудь важному преступнику, конечно, не раз удавалось бежать из тюрьмы. Не принимается никаких действительных мер против опустошающих целые местности эпизоотий, и все заботы администрации ограничиваются перепиской. Везде недостаток ветеринарных врачей. Немного более заботятся и о людях: целые деревни заражены венерическими болезнями; оспа, корь и другие заразные болезни беспрерывно свирепствуют среди беспомощного населения. Медикаменты в казенных аптеках, даже в Петербурге - скверные. Карантины соблюдаются беспорядочно и с недостаточною строгостью. Вступив в управление министерством, г<осподин> Закревский на основании доносов наложил руку на медицинский департамент; он без всякого разбора разогнал старых и опытных в этой сфере управления служащих, заменил их новыми, которые внесли путаницу в дела; последствием этого нелепого управления явится, как уверяют, значительный дефицит. Так как это одна из наиболее доходных областей, то в нее проникает больше интриг; г<осподин> Закревский облек своим особым доверием двух известных и всеми презираемых взяточников гг. Дьяконова 21 и Кусовникова. Недавно он назначил еще директором этого департамента некоего Швенсона 22, который тоже не пользуется хорошей репутацией.
В колониях дела идут плохо, - колонистам не оказывают никакого покровительства вследствие странной ненависти министра к иностранцам и непостижимого предубеждения, что колонии в России бесполезны 23.
Общественные здания в провинции разрушаются, и никто не думает больше об исторических развалинах, которые Государь приказал сохранять. Одним словом, обычно говорят, что дело управления идет так, как того можно ожидать от человека непросвещенного, пропитанного национальными предрассудками, начинающими подвергаться осуждению даже со стороны некоторых бородачей.
Общество желает внесения улучшений в эту столь важную часть управления, и вот вкратце, что намечается в этом отношении общественным мнением:
1) Указать специальный путь для прогона скота в разных местах империи и устроить на этом пути несколько постов (заставы) для санитарного осмотра стад; воспретить гуртовщикам продавать скот в ближайших по пути городах и деревнях, потому что они сбывают таким образом больных животных. Чтобы предупредить при этой процедуре злоупотребления, следовало бы возложить надзор за ней выбираемому дворянством должностному лицу, которое находилось бы в непосредственном подчинении местному предводителю дворянства. Заинтересованные в предотвращении заразы помещики будут друг за другом наблюдать, между тем как местная полиция стремится только вытянуть из занимающихся этой торговлей купцов как можно больше денег.
2) Устроить в провинции ветеринарные школы и допустить в них несколько человек из крестьян.
3) Увеличить число аптек в провинции и обращать больше внимания на медицинскую часть вообще. Мы испытываем недостаток во врачах, и было бы, может быть, полезно дать Дерптскому университету средства, чтобы там на казенный счет подготовлялось несколько врачей, взятых из числа бедных студентов, не имеющих средств продолжать учение; за эту мысль держатся особенно потому, что самые известные врачи столицы, как Раух 24, Лерхе 25 и другие - ученики этого университета.
4) Устроить несколько окружных больниц, отнеся расходы на счет общинных податей, которые чрезмерно велики и растрачиваются бесплодно.
5) Побудить к более энергичной деятельности местную полицию в целях борьбы с укрывательством всех дезертиров и бродяг, с применением к укрывателям суровых мер, причем ответственность возложить на общество.
6) Учредить в провинции суды исправительной полиции, члены которой должны быть избираемы из среды дворянства и купечества; на обязанности их лежало бы производство предварительного следствия при всяких преступлениях, потому что таковое является слабой стороной всех наших уголовных процессов.
7) Учредить комитет, рассмотрению которого подлежали бы все могущие быть представленными проекты из различных областей управления.
8) Обращать больше внимания на статистику, которая, несмотря на то, что могла бы приносить огромную пользу, находится в полном пренебрежении и требует коренной реорганизации.
9) Реорганизовать медицинский департамент. Между прочим, следовало бы повелеть, чтобы ревизия материалов лежала на обязанности ученого комитета, а не предоставлялась ничего в том не понимающим чиновникам, и чтобы деньги поставщикам уплачивались кассиром министерства, функции которого должны быть выделены. Теперь деньги вручаются первому встречному, и никто не заботится об отчетности. Может быть, было бы лучше возложить это дело, также как и контроль, на Комитет министров.
В обществе очень желают, чтобы губернаторы выбирались с большой осмотрительностью, потому что, подобно тому как армия не может никогда достигнуть известной степени совершенства без хороших полковников, - дело внутреннего управления не может идти правильно без умных и честных губернаторов. Чего можно ждать от всех этих людей, находящихся под покровительством г<осподина> Закревского и составляющих его круг, с их очень плохой репутацией?
Следовало бы сделать очень многое в этом министерстве, - говорят, - если бы только министр был образованным и просвещенным человеком, но г<осподин> Закревский создан для формы и предрассудков; он не на месте. Вот что говорят даже те, кто группируется вокруг него.