События 1895 года

Последние спокойные годы дореформенного строя (1894-1902)

вс, 11/18/2012 - 10:17 -- Вячеслав Румянцев

Болезнь государя, почти с места принявшая столь же быстрое, сколь угрожающее течение, предвещала скорую смену царствования. Событие это было в высшей степени неожиданно. Богатырская осанка Александра III, его возраст, обыкновенно совпадающий с расцветом сил, его внешний вид, не обнаруживавший никаких признаков болезненного состояния, казалось, обеспечивали стране продолжительное бессменное царствование. Известие об опасном состоянии здоровья императора было тем более неожиданно, что извещение о постигшем его недуге последовало лишь в то время, когда он принял угрожающий характер. Не успела ввиду этого страна осведомиться о болезни государя, как выяснилось, что недуг его смертельный и что, следовательно, государство силою вещей вступает в неизбежную при самодержавном строе новую полосу своей исторической жизни.

К соглашению между Россией и Великобританией о разграничении сфер влияния в области Памиров. 1895 г.

пн, 10/15/2012 - 13:06 -- Вячеслав Румянцев

Граф, Я имел честь получить ноту вашего сиятельства от сего числа. Это сообщение заключает в себе статьи соглашения, к коему привели переговоры, происходившие между правительством государя императора, моего августейшего повелителя, и правительством ее британского вел-ва, по предмету разграничения сфер влияния России и Великобритании в области Памиров, на восток от озера Зор-Куль (Виктория). Будучи надлежащим образом уполномочен удостоверить принятие моим правительством означенного соглашения, считаю долгом воспроизвести ниже статьи оного, а именно:

Тыркова А.В. Дневники. 1895.05.18

вт, 07/09/2013 - 15:59 -- Вячеслав Румянцев

Меня преследует страх — боюсь, что вся жизнь пройдет в бесплодных мечтаниях. Все думать о том, что сделаешь и не делать ничего. Быть может, «ничего» звучит странно, когда есть дети; но ведь они много оставляют времени для меня самой и даже это-то дети и требуют, чтобы я была чем-нибудь. Того же требует и червяк самолюбия. Наша жизнь проходит суетно, бессмысленно и бесполезно; затем наступает <пропуск слова> и следующие поколения начинают то же самое существование. От времени до времени в темной толпе человечества появляются вожаки; они то ненадолго, то на целые тысячелетия указывают этой толпе дорогу, по кот[орой] плетется она покорно и бессознательно. Горе тому, кто вышел из толпы, заметил ее рабство и не хочет подчиниться ему, но и не в силах стать предводителем. Мучительное желание быть чем-нибудь!..

Тыркова А.В. Дневники. 1895.05.25

вт, 07/09/2013 - 16:02 -- Вячеслав Румянцев

Читаю «Этику» Спенсера (3) и чувствую глубокое разочарование. Неужели это жалкая, мелкая теория умеренности и аккуратности может заменить поэтические легенды и образы какой бы то ни было религии. Нельзя удовлетворить жадных блужданий людей в поисках за истиной вечной и в то же время человеческой, простой как день и глубокой как море, истиной, одно предчувствие которой наполняет человека блаженством, ужасом, подставив вместо нее ходячую монету мещанской добродетели. Тут что-то не так. Спенсер говорит, что чрезмерность в действиях вредна, т. к. искажает определенность, хороша только середина. Куда же девать гениев, причислить их к вредному элементу? Быть может, и наше правительство поступает правильно, сдерживая чрезмерные хлопоты о благе России, чему примером может быть закрытие Комитета Грамотности (4). По Спенсеру, пессимист есть человек, считающий, что в жизни страдания превышают удовольствия. Это или узко или не точно; пессимист может просто признать, что есть такая точка развития, когда человек слишком ясно видит бессмысленность жизни, хотя бы и счастливой. Если так — этики нет.

Тыркова А.В. Дневники. 1895.05.27

вт, 07/09/2013 - 16:13 -- Вячеслав Румянцев

Лучше всего в «Гедде Габлер» (5) заключительный выстрел. Она безжалостна, властолюбива, мнительна, но натура у нее гордая и на компромиссы она не идет. Рабство? Быть несвободной, подчиниться воле другого и трепетать перед ним - нет, она не может, она предпочитает смерть. Стреляется она в висок, так красивее. Ибсен (6) хочет подчеркнуть ее стремление к красоте, но это что-то бессильное и жалкое. Страсть к красоте во всем и всюду и грубые, лакейские насмешки над безобидной старухой теткой; красота и муж Тесман. Положим, что он доводит ее до исступления; красивая, своенравная, балованная, но не богатая и уже не очень молодая (29 лет), она берет его как довольно корректного мужа. Это ее последняя попытка хоть как-нибудь устроить свою жизнь, в кот[орой] нет ни интереса, ни красоты. Когда-то она любила Эйлерта, оба властные и страстные, они не могли сойтись; ни подчиниться, ни подчинить Гедда не могла...

Русско-японский договор 1895 года, 27 мая

чт, 01/28/2016 - 15:23 -- Вячеслав Румянцев

Русско-японский договор 1895 года о торговле и мореплавании - подписан 27. V в Петербурге А. Б. Лобановым-Ростовским и С. Ю. Витте (...) со стороны России и Токсиро Нисси со стороны Японии. В 80-х годах 19 века в Японки был проведён ряд реформ (реорганизация системы судоустройства по европейскому образцу, создание кабинета министров и др.), завершившихся опубликованием первой японской конституции (1889). Японское правительство рассчитывало, что эти реформы помогут ему добиться отмены неравноправных Ансэйских договоров и в частности отмены экстерриториальности иностранцев на японской территории...

Тыркова А.В. Дневники. 1895.07.11

вт, 07/09/2013 - 16:17 -- Вячеслав Румянцев

Прочитала «Этику». Хочется подвести итоги хотя бы вкратце. Я изложу их не систематически, а по силе впечатления. Меня поразила его фраза, что человек, обладающий каким бы то ни было превосходством, должен пользоваться его плодами, человек со слабостями — страдать и платиться за них. Это закон природы и один из важных факторов культуры. Но в таком случае как же быть с социализмом, требующим, чтобы каждому было дано по потребности? Спенсер дает эгоизму перевес над альтруизмом. Прежде всего человек обязан быть здоровым и счастливым, т. к. общее счастье есть только сумма. Только в будущем альтруизм возьмет верх и то потому, что он будет требовать только сочувствия чужому счастью, т. к. несчастья не будет.

Н. Г. Чернышевский. Материалы для решения крестьянского вопроса. 1895 г.

чт, 11/27/2014 - 22:56 -- Вячеслав Румянцев

Когда у нас думали, как приступить к освобождению крестьян, большинству рассуждавших представлялось, что главная сторона дела состоит именно в освобождении личности. Правда, многие и тогда уже предвидели, что очень большую важность имеет также вопрос о земле. Но почти никто не предугадывал, какой решительный оборот всему делу даст на практике связь личности с землею...