Щапов А.П.

Щапов Афанасий Прокофьевич (5(17). 10.1831, с. Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии -27.2(10.03). 1876, Иркутск) - философ и историк. Окончил Казанскую духовную академию. Некоторое время был профессором русской истории в Казанском университете. Увлекшись естественными науками, применил «естественнонаучный» метод к своим исследованиям и стал рассматривать историю как «физиологический процесс». В 1863 году Щапов издал «Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)», в которых делает вывод, что в русском народном уме преобладает «практичность», «реальность» и поэтому народу «при гуманистическом просвещении преимущественно необходимо реальное естественно-познавательное и жизненно-практическое образование».

Объяснение причин, в силу которых русский ум стал «практичным и реалистическим», Щапов дает в другом своем исследовании: «Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России» (1868). Умственное развитие русского народа, по его мнению, до настоящего времени прошло «две главные фазы». Первая фаза представляет собой тысячелетнее «физико-этнологическое» развитие непосредственно-натурального, умственного склада русского народа под влиянием физических и этнических условий. В этот период из разнообразных племен складывается одна нация и вместе с тем из разноплеменных умственных типов и миросозерцаний возникает один смешанный умственный тип и миросозерцание.

Поскольку умственная жизнь русского народа воспитывалась исключительно под влиянием физических условий, в ней прежде всего развивались органы внешних чувств, память и другие низшие познавательные способности; высшая, теоретическая мыслительность, научное и философское мышление оставались неразвитыми. Во второй фазе, или «научно-рациональном периоде умственного развития русского народа», возникает и развивается новый европейский интеллектуальный тип. Из народной массы выделяется, как зародыш нового умственного типа и поколения, «мыслящее меньшинство» и вырастает в новую, европейскую, «научно-рационально развитую умственную отрасль или породу, составляющую передовую генерацию в умственной истории России». В этом меньшинстве возникают проблески самобытной мысли и стремление к интеллектуальному «саморазвитию вне узких рам этнологических или национальных, на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки».

В работе «Исторические условия интеллектуального развития в России» (1868) Щапов обращает внимание на следующие исторические условия умственной жизни в России: 1) численное преобладание «темного» рабочего класса над образованным меньшинством; 2) влияние на интеллектуальное развитие земледельческого населения, преобладающего над населением городским, мануфактурным; 3) особенности экономических условий интеллектуального развития; 4) значение пространства русской земли и путей сообщения в распространении способов интеллектуального развития; 5) интеллектуальное значение векового отсутствия заграничных путешествий и географических открытий; 6) влияние государственных начал - централизации, системы опеки, регламентации и крепостного права; 7) влияние различных патологических явлений нервной сферы русского народа на характер, направление его умственной жизни, т. е. физиология народной мысли; 8) значение вековой умственной эксплуатации или исключения женщины из сферы общественной и умственной жизни и деятельности. Щапов приходит к заключению, что вековая физическая работа народа в непосредственной сфере природы не только естественно вела и ведет рабочий народ к «реально-умственному» развитию, но развивала и развивает в нем преимущественно такие интеллектуальные органы, которые являются существенными рабочими силами. Из-за преобладания деятельности внешних чувств теоретическому мышлению были отведены самые узкие границы. При господстве внешних чувств над мыслящим и познающим разумом, вместо идей чистого разума, вместо научно-философского, теоретического мышления развивался по преимуществу грубый физический эмпиризм, чему способствовали распространение и укоренение «византийского супранатуралистического умонастроения и миросозерцания». Все это привело к преобладанию в умственном складе народа чувственного над рациональным.

В. В. Ванчугов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 786.

Годы жизни: 
с среда, октября 5, 1831 по воскресенье, февраля 27, 1876

Речь А. П. Щапова после панихиды по убитым в Бездне крестьянам. 16 апреля 1861 г.

пт, 11/28/2014 - 13:54 -- Вячеслав Румянцев

Други за народ убитые! Демократ — Христос доселе мифический,— боготворимый европейским человечеством, страданиями которого [вот] люди будут поклоняться на предстоящей страстной неделе, возвестил миру общинно-демократическую свободу во времена ига Римской империи и рабства народов и за то военно-пилатовским судом пригвожден был ко кресту и явился всемирно-искупительной жертвой за свободу. В России за полутораста лет стали являться среди горько страдавших темных масс народных, среди вас, мужиков, свои Христы — демократические конспираторы. С половины прошлого столетия они стали называться пророками, и народ верил в них как в своих искупителей, освободителей...

Subscribe to RSS - Щапов А.П.