16 апреля 1861 г.
Други за народ убитые! Демократ — Христос доселе мифический,— боготворимый европейским человечеством, страданиями которого [вот] люди будут поклоняться на предстоящей страстной неделе, возвестил миру общинно-демократическую свободу во времена ига Римской империи и рабства народов и за то военно-пилатовским судом пригвожден был ко кресту и явился всемирно-искупительной жертвой за свободу. В России за полутораста лет стали являться среди горько страдавших темных масс народных, среди вас, мужиков, свои Христы — демократические конспираторы. С половины прошлого столетия они стали называться пророками, и народ верил в них как в своих искупителей, освободителей.
Вот снова появился такой пророк, и вы, други, первые, по его воззванию, пали искупительными жертвами деспотизма, за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений. Вы громче царя и благороднее дворянина сказали народу: «Ныне отпущаеши раба твоего...» Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе...
Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу.
Да здравствует демократическая конституция!
Красный архив.— 1923.— Т. IV.— С. 407—410.
Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «История». / Сост. В.Ф. Антонов и др. Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990, с. 63.
Примечания
На расстрел крестьян Бездны первой откликнулась учащаяся молодежь Казани, устроившая панихиду по убитым крестьянам. На панихиде с речью выступил профессор-историк. А. П. Щапов (1830—1876). За речь Щаппова чуть не, заточили в монастырь. В 1864 году он, обвиненный в сношениях с революционной эмиграцией, был сослан в Иркутск.