Лобойко И.Н. Мистицизм.

пт, 05/31/2013 - 10:11 -- Вячеслав Румянцев

Мистицизм

По низвержении Наполеона великий Государь Император Александр I во время долговременного пребывания своего в Вене склонился к мистицизму, распространившемуся в южных державах Германии 82. На Государя действовали наиболее почитатели Генриха Штиллинга, в числе коих были принцы, принцессы и многие вельможи; потом Госснер с баронессой Юлианой Крюденер, прославившейся в Европе своим религиозным увлечением и силою проповедей своих, собиравших толпы народа.

Князь Голицын, министр, подражая этому расположению Государя, перешедшему и к Российскому Двору, сделался покровителем петербургских мистиков, которые, открыв на сем пути тайну возвышения, старались уловлять его и прилежным чтением Библии, и набожностию, и усердным подаянием на улицах милостыни. Те, которые не стыдились этого лицемерия и не смотрели на то, что оно очень приметно, совершенно овладели доверием министра.

Карнеев, Магницкий, Лабзин, Рунич, Кавелин захватили высшие в министерстве места и начали во всех университетах, во всех книгах отыскивать нечестие, безбожие и вольнодумство. Жертвами этой инквизиторской ревности сделались профессоры Петербургского университета Куницын, Галич, Плиссов, Арсеньев, ориенталисты Шармоа, Деманж, в Харькове ректор Осиповский, математик, а в Казани Цеплин. Суд и приговоры не имели ничего положительного. Харьковский профессор Шад посвятил митрополиту С.-Петербургскому Амвросию свою книгу «Juris naturae», принятую благосклонно, и был потом за нее изгнан из России 83. Евстафий Станевич, служивший в Комиссии для подачи прошений на высочайшее имя, лишен был

[148]

места за книгу «Беседа на гробе младенца», а потом ему, оправданному, дано в Курске место директора гимназии 84.

Достопамятно, что сам министр князь Голицын по высочайшему повелению судим был за пропуск одной книги 85, которая напечатана была по его особенному приказанию. Все думали, что настал и его час, но, к удивлению, увидели его в день Александра Невского 30 августа <1824 года> в шествии от Казанского собора к Александро-Невскому монастырю, что он вел под руку Императрицу Марию Феодоровну, и тогда все догадались, что князь Голицын еще не упал 86.

Государя в Петербурге тогда не было. К князю Голицыну по рекомендации высоких особ прибыл из Германии католический проповедник Gossner 87, прославившийся своими поучениями. Князь позволил ему проповедовать Слово Божие в римско-католической церкви, вверенной после езуитов доминиканам. Поучения свои произносил Госснер на немецком языке на вечерне. Народ всех наций наполнял церковь. Госснер приглашал в свою квартиру и на утренние поучения, на которые наиболее приезжали дамы, несмотря на раннее время.

Доминикане, прислушиваясь к проповедям Госснера, заметили, что он дерзает всенародно нарушать благоговение к Пресвятой Деве, и просили митрополита Сестренцевича прекратить эти проповеди. Митрополит Сестренцевич отвечал: «Я стар, князь Голицын его покровительствует. Если я заведу с министром ссору, это прекратит дни мои. Обратитесь к русскому митрополиту. Русская церковь так же обязана защищать честь Богородицы, как и наша». Доминикане последовали этому совету, и Госснер немедленно выслан был из Петербурга 88.

[149]

И.Н. Лобойко. Мои записки (Печатается по: ИРЛИ. Ф. 154. № 37-41, 55, 60). // И.Н. Лобойко. Мои воспоминания. Мои записки. М., 2013, с. 148-149.

Комментарии

82. О религиозной политике в эпоху Александра I см.: Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002; Кондаков Ю.Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801—1825). СПб., 1998.

83. См.: SchadJ.B. Institutiones juris naturae Установления естественного правах Charkov, 1814. Профессор Харьковского университета А.А. Дегуров послал в Министерство народного просвещения два доноса на Шада, и в итоге в ноябре 1816 г. Комитет министров постановил уволить Шада и выслать его из России. Мнение это было утверждено императором, и 8 декабря Шад был выслан. См.: Багалей Д.И. Удаление профессора И.Е. Шада из Харьковского университета. Харьков, 1899; Панибратцев А.В. Взлет и падение И.Б. Шада, или О превратностях судьбы одного немецкого фихтеанца на русской почве // История философии. М., 1999. Вып. 4. С. 106-124.

84. Речь идет о направленной против модного тогда мистицизма книге Е. Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души, тогда токмо утешительном, когда истина оного утвердится на точном учении веры и церкви» (СПб., 1818). По указанию Александра I книга была конфискована и сожжена, а Станевич выслан из Петербурга. Когда министром народного просвещения стал А.С. Шишков, он доложил императору, что его ввели в заблуждение и со Станевичем поступили несправедливо. В результате было разрешено напечатать книгу за казенный счет, а Станевич в 1825 г. сделан чиновником особых поручений в Департаменте народного просвещения, а вскоре назначен директором училищ Курской губернии. О деле и о книге Станевича см.: ГАРФ. Ф. 1165. On. 1. Ед. хр. 290 (Дело Особенной канцелярии Министерства внутренних дел о запрете печатать и продавать книгу Е. Станевича «Беседа на гробе младенца»); КотовичА. Духовная цензура в России (1799— 1855 гг.). СПб., 1909. С. 111-114, 133-134.

85. Речь идет о переиздании книги И. Госснера «Geist des Lebens und der Lehre Jesu Christi in Betrachtungen und Bemerkungen iiber das ganze Neue Testament» и ее переводе на русский язык (1824). 25 апреля Комитет министров признал содержание этой книги противоречащим христианскому учению и «клонящимся к разрушению общественного благоустройства». Оба издания (на немецком и на русском) были сожжены, Госснер выслан за границу, а переводчик, издатель, цензор и типограф отданы под суд. Однако Голицын, вопреки утверждению Лобойко, под судом не находился. Хотя 15 мая 1824 г. он был отстранен от управления министерством, однако остался главноуправляющим Почтовым департаментом и, как и ранее, доверенным лицом Александра I (он, в частности, писал текст манифеста о перемене порядка престолонаследия от 16 августа 1823 г.).

86. Ср.: «Голицын был другом детства и собственно доверенным человеком и угодником государя, умевшим всегда приятно с ним беседовать. Он никогда не имел собственного о чем-либо мнения, но схватывал с величайшей готовностью и самым безграничным подражанием воззрения своего повелителя» (Воспоминания Г.А. Ро- зенкампфа // Рус. старина. 1904. № 11. С. 391).

87. И. Госснер приехал в Петербург в 1820 г.

88. См. подробнее: Греч Н.И. Дело Госнера // Греч Н.И. Записки о моей жизни. М.; Л., 1930. С. 575—591. Греч ничего не говорит об участии православной церкви в репрессиях против Госснера, приписывая главную роль в этой истории Аракчееву и Магницкому. См. также: Остроглазое И. История одной редкой и замечательной книги // Библиографические записки. 1892. № 3—5, 8—10; ГАРФ. Ф. 1165. On. 1. Ед. хр. 270 (Дело Особенной канцелярии Министерства внутренних дел о высылке за границу римско-католического пастора Госнера).

Субъекты документа: