На подлиннике Его Императорскому Величеству благоугодно было собственноручно начертать: «Всецело одобряю заключение совещания».
Царское Село. 23 марта 1914 г.
При открытии заседания Министр Иностранных Дел напоминает членам Совещания, что в известной им всеподданнейшей записке его, поданной в минувшем ноябре, он почел долгом повергнуть на Высочайшее благовоззрение соображения о том, что в связи с изменением политической обстановки нельзя не предусмотреть возможность наступления, быть может даже в близком будущем, событий, которые коренным образом изменят международное положение Константинопольских Проливов, и что, поэтому, необходимо безотлагательно, при сотрудничестве соответствующих Ведомств, приступить к выработке всесторонней программы действия, направленной к обеспечению благоприятного нам разрешения исторического вопроса о Проливах...
Заметив, что в настоящую минуту наступление значительных политических осложнений представляется маловероятным, Министр Иностранных Дел заявляет, что нельзя, однако, поручиться за сохранение даже в недалеком будущем существующего положения вещей на Ближнем Востоке. По этому поводу С. Д. Сазонов высказывает твердое убеждение, что, если бы, в силу событий, Проливы должны будут уйти из-под власти Турции, то Россия не может допустить укрепления на берегах их какой-либо иной Державы и может поэтому оказаться вынужденной завладеть ими, дабы затем в той или иной форме установить соответствующий ее интересам порядок вещей на Босфоре и Дарданеллах. Заметив, что успех этой операции в значительной степени зависит от скорости ее выполнения, Министр указывает на необходимость предусмотреть для разрешения задачи, помимо действий морских сил, еще и десантную операцию. Обращаясь к участникам Совещания, С. Д. Сазонов просит их выяснить, что уже сделано и что может и должно еще быть сделано для подготовки возможного нашего выступления на Проливах. Министр предлагает при этом последовательно остановиться на следующих вопросах, соответственно намеченным в его всеподданнейшей записке пяти пунктам:
1) меры по ускорению мобилизации достаточно численного десантного корпуса;
2) меры по оборудованию потребных для сего путей сообщения;
3) меры по увеличению наших транспортных средств до размеров, отвечающих потребностям десантной операции;
4) меры по приведению Черноморского флота в положение, при коем он превосходил бы силы оттоманского флота и мог бы, совместно с армией, выполнить задачу прорыва через Проливы, для их временного или постоянного занятия, если это потребуется;
5) вопрос об осуществлении так называемой перевальной железной дороги на Кавказе, который не может быть отделен от других мер по усилению средств обороны в бассейне Черного моря и на границах Турции.
Сославшись на упомянутую им связь между численностью, потребной для завладения Проливами армии, и политической и стратегической обстановкой этой операции, Начальник Генерального Штаба останавливается на вопросе о возможных противниках наших в этом деле. Таковыми прежде всего явятся турки. ...
На вопрос, не можем ли мы рассчитывать в таком случае на поддержку Сербии, С. Д. Сазонов отвечает, что нельзя предполагать, чтобы наши действия против Проливов происходили без общеевропейской войны, и что надо думать, что при таких обстоятельствах Сербия направит все свои силы против Австро-Венгрии.
Возвращаясь к вопросу о возможных наших противниках на Проливах, С. Д. Сазонов указывает, что в случае нашего столкновения с Тройственным союзом Германия и Австрия никаких войск в направлении к Проливам не пошлют и что лишь в худшем случае Италия может выслать туда десантный отряд, хотя ей опасно будет оголять свою границу с Францией.
Сославшись на сказанное Министром иностранных дел относительно общей обстановки, при которой можно ожидать разрешения вопроса о Проливах, Начальник
Генерального Штаба со своей стороны высказывает убеждение, что борьба за Константинополь вряд ли возможна без общеевропейской войны. Ввиду этого, Гене- рал-от-Кавалерии Жилинский считает долгом подчеркнуть, что трата войск на экспедицию против Проливов и даже самая возможность этой операции зависят от общей конъюнктуры начала войны. Намеченные для этой экспедиции южные корпуса могут быть, по словам Я. Г. Жилинского, двинуты на Константинополь лишь при отсутствии борьбы на западном фронте или благоприятном на нем положении вещей. В противном случае войска эти будут направлены на западную границу, ибо успешная борьба на западной границе решит благоприятно и вопрос о Проливах. Так как по плану войны, составленному на случай борьбы на западном фронте, все войска из внутренних округов должны будут войти в состав действующих на нем армий, то, к сожалению, не представляется возможным заменить на этом фронте намеченные для десантной операции южные корпуса другими частями из-внутри Империи, дабы корпуса эти могли при всяких обстоятельствах быть отправленными в Константинополь....
Генерал-Квартирмейстер Генерального Штаба Генерал-Лейтенант Данилов добавляет к изложенному, что предназначить расположенные на Кавказе войска для десантной операции против Проливов невозможно, по его мнению, также и потому, что мобилизация на Кавказе, в силу местных условий, весьма медленна. Железные дороги на Кавказе не имеют достаточной пропускной способности, местного русского населения на месте мало, и части приходится комплектовать запасными из внутренних губерний; мобилизация на Кавказе растягивается по этим причинам не меньше чем на три недели. Генерал- Квартирмейстер высказывается затем решительно про- ' тив возможности предназначения некоторых частей, исключительно для экспедиции на Константинополь. По его убеждению, независимо от трудности выполнения задачи по захвату Константинополя, лежащего в глубине Босфора, сколько бы у нас не было войск, даже гораздо больше, чем теперь, мы всегда должны будем предусматривать необходимость направить все наши силы на запад против Германии и Австрии. Только та стратегия хороша, которая является стратегией сильной. Война на Западном фронте нашем требует крайнего напряжения всех сил государства, при котором мы не можем игнорировать никакие корпуса, оставляя их для частных задач. Мы должны стремиться к обеспечению успеха на главном театре войны; с победою на этом театре к нам придут благоприятные решения и всех частных вопросов. При борьбе на Западном фронте, или в предвидении таковой, отделение для десантной операции на Проливах четырех корпусов, по мнению Генерала Данилова, надлежит считать недопустимым и невозможным. Обеспечение же Константинополя от захвата третьими Державами должно составить особую задачу нашей политики.
...Но, в действительности, положение представляется, по мнению Морского Генерального Штаба, в ином виде. На пути к Проливам мы имеем серьезных противников в лице не только Германии или Австрии. Как бы не были успешны наши действия на западном фронте, они не дадут нам Проливов и Константинополя. Их могут занять чужие флоты и армии, пока будет происходить борьба на нашей западной границе. Капитан Немитц считает поэтому, что мы должны именно одновременно с операциями на западном фронте занять военного силою Константинополь и Проливы, дабы создать к моменту мирных переговоров совершившийся факт нашего завладения ими. Только в таком случае Европа согласится на разрешение вопроса о Проливах на тех условиях, на которых нам это необходимо. Если из состава теперешней нашей армии нельзя выделить для этой задачи необходимого количества войск, то по мнению Капитана Немитца, надлежит сформировать специально для этой цели три новых корпуса. Такая новая жертва на вооружения не может быть признана не по силам России, если этим должно быть обеспечено достижение исторических наших задач.
Отвечая Капитану Немитцу, Начальник Генерального Штаба указывает, что мысль его создать еще новые корпуса для Константинопольской экспедиции не является ныне осуществимой... Проливы, по его убеждению, имеют в глазах всякого русского такое огромное значение, что можно сказать наверное, что при наступлении опасности их перехода из-под турецкой власти в чужие руки, мы не сможем отказаться от их захвата и, следовательно, тотчас отправим в Константинополь десантную армию. Надо думать, что произойти это может не иначе, как во время кризиса, который разразится общеевропейской войной. Но война на Проливах за Константинополь может предшествовать столкновению на нашем западном фронте...
3. Совещание обращается затем к рассмотрению вопроса о транспортных средствах, потребных для доставления к Проливам десантной армии.
Морской министр отмечает прежде всего, что, при существующем положении, выполнение этой операции находится в малоудовлетворительных условиях. Главное затруднение лежит в полной недостаточности имеющихся у нас в Черном море перевозочных средств. К этому присоединяется еще то, что средства эти не приспособлены для целей перевозки войск и что не существует еще правильной организации для учета и мобилизации находящихся в Черном море судов. Перевозка в краткий срок достаточно численной десантной армии может быть, по словам Морского Министра, обеспечена лишь с осуществлением ряда мер соединенными усилиями нескольких ведомств. ...
По предложению Министра иностранных дел, совещание выражает пожелание, чтобы Правительство безотлагательно озаботилось выработкой мероприятий, направленных к развитию нашего Черноморского торгового флота...
4. От обсуждения мер по увеличению нашего торгового флота в Черном море до размеров, отвечающих потребностям десантной операции для завладения Проливами, Совещание переходит к вопросу о приведении наших черноморских морских сил в положение, при коем они превосходили бы оттоманский флот и могли бы совместно с армией выполнить задачу прорыва через Проливы для их занятия.
И. Д. Начальника Морского Генерального Штаба сообщает сведения об относительных силах нашего черноморского флота и турецких морских сил в настоящее время и в последующие годы. До сего времени нашему флоту принадлежало несомненное господство в Черном море, но осенью этого года в состав оттоманского флота войдут два дредноута: заказанный Турцией у Англии — «Решад V» и недавно купленный ею у Бразилии — «Рио- Жанейро». К сожалению, мы пока не можем противопоставить этим кораблям в Черном море ни одного дредноута, и превосходство сил в Черном море таким образом в ближайшем будущем перейдет к Турции. Предстоящее усиление турецкого флота имеет весьма неблагоприятные для нас последствия, в частности с точки зрения обсуждаемой операции и занятия Проливов. Пока турецкий флот будет господствовать в Черном море, нельзя будет приступить к десантной операции, не устранив предварительно" господства оттоманских морских сил, а так как уничтожить их может оказаться неосуществимым для более слабого в это время русского Черноморского флота, то и самая возможность десантной операции отпадает, пока наши морские силы не приобретут перевеса. Неблагоприятное соотношение наших и турецких сил начнет изменяться с лета 1915 г., если только не произойдет нового усиления турецкого флота приобретением готовых линейных кораблей, чему, как показало прошлое, вряд ли могут помешать финансовые препятствия...
Морской министр по сему поводу сообщает, что Морским Ведомством намечено еще дальнейшее значительное усиление нашего Черноморского флота, в ближайшие годы, сооружением второй бригады вполне современных дредноутов...
5. Совещание переходит к последнему из намеченных для его обсуждения пунктов, именно к вопросу о железных дорогах на Кавказе и, в частности, к так называемой перевальной дороге.
Начальник Генерального Штаба указывает, что интересы обороны настоятельно требуют сооружения в возможно непродолжительном времени перевальной дороги через Кавказский хребет. Пока эта дорога не будет осуществлена, в случае борьбы на нашей турецкой границе наша армия не будет иметь удовлетворительного сообщения с тылом. Черноморская дорога не может заменить перевальную и явится лишь паллиативом...
Закончив обзор главных вопросов, выдвигаемых необходимостью планомерной подготовки могущего потребоваться в недалеком будущем занятия нами Проливов, Совещание, по предложению Министра Иностранных Дел, высказывает общее пожелание, чтобы Правительством в лице всех прикосновенных Ведомств приняты были все меры, которых требует техническое исполнение этой задачи. Обращаясь к конкретным мероприятиям, необходимость коих выяснена была представителями за-интересованных ведомств, путем происшедшего обмена мнений, Совещание отмечает желательность проведения прежде всего нижеследующих мер, а именно:
1) чтобы имеющие составить первый эшелон намеченных для Константинопольской экспедиции десантных войск 13-я и 16-я дивизии и 4-я стрелковая бригада были доведены до 84-рядного состава рот;
2) чтобы в артиллерийских частях Одесского округа была введена усиленная запряжка в мирное время, предусмотренная для пограничных округов, т. е. запряжка 6 орудий и 12-ти ящиков;
3) чтобы соответственными усилиями Министерства Финансов, Министерства торговли и Промышленности и Министерства Морского приняты были самые срочные и действительные меры к усилению наших транспортных средств в Черное море и, в частности, чтобы Правительством заключены были с субсидируемыми пароходными обществами соглашения об увеличении их флотов и притом судами, как в отношении типа, так и в отношении оборудования удовлетворяющими специальным условиям перевозки войск;.
4) чтобы Морское Ведомство в ближайшем будущем изыскало способ сократить срок, потребный для перевозки к Проливам первого эшелона десантной армии в размере одного корпуса до 4—5 дней со дня отдачи о том приказа;
5) чтобы в возможно скором времени наш Черноморский флот усилен был второй бригадой наиболее современных и мощных дредноутов, и
6) чтобы в возможно скором времени был закончен сплошной двухколейный путь от Тифлиса через Каре и Сарыкамыш и Караургану и была сооружена перевальная дорога; кроме того, необходимо проведение линии от ст. Михайлово через Боржом до Карса (с веткой на Ольты) и желательно сооружение частными предпринимателями линии от Батума до Карса.
Совещание просит Министра Иностранных Дел представить эти предположения на благоусмотрение Его Императорского Величества.
Сазонов, И. Григорович, Я. Жилинский.
«Вестник НКИД», 1919, № 1, стр. 32—41.
Здесь приводится по изданию: Сборник документов по истории СССР. Для семинарских и практических занятий (период империализма). М., «Высшая школа», 1977, с. 182-188.