ЗАПАДНЫЕ ГУБЕРНИИ
По связи, существующей между революционным движением поляков во всех странах, ими населенных, почти все то, что делалось в Царстве Польском, отражалось в 1862 году и в политическом положении Западных губерний. Враждебные правительству силы сосредоточиваются и там, в католическом духовенстве, помещиках, учениках и молодых чиновниках польского происхождения. Опору же законной власти составляют, кроме расположенных в каре войск, одни крестьяне, как православного, так и католического вероисповеданий. На откровенную преданность евреев, несмотря на оказанную им милость предоставлением всех гражданских прав, рассчитывать нельзя, по причине их материальных выгод от сношений с польскими помещиками и по природной трусости, подчиняющей их революционному давлению. Но сельское население Западного края, помня из рода в род угнетение страшного польского владычества и иезуитов, не доверяет настоящим обещаниям помещиков, старающихся привлечь его на свою сторону, и католическая часть оного не поддается, по крайней мере, до сего времени, фанатическим наущениям ксендзов. Крестьяне благодарны правительству за их освобождение из крепостного состояния и от него же ожидают для себя еще новых милостей, именно бесплатной уступки земель, находящихся в их пользовании. По этой причине они уклонялись в минувшем году от составления уставных грамот, и неприязненные столкновения их с помещиками требовали нередко вмешательства земской полиции или мировых посредников. Сии последние отчасти уже оказывались в Западных губерниях опасными деятелями польской пропаганды, и, следовательно, правительство приобрело в них новых врагов. Ввиду такового, вообще невыгодного положения правительства еще более чувствительно отсутствие религиозного влияния православного духовенства в Западном крае, где две трети населения принадлежат к греческой церкви. По недостатку образования и нерадению, а еще более по корыстолюбию, объясняемому, некоторым образом, скудностью содержания, русские священники вообще не пользуются уважением от крестьян. Сверх того, православные храмы не поддерживаются помещиками, а крестьяне оказываются к сему предмету равнодушными, между тем как католические костелы содержатся роскошно и ксендзы находятся под покровительством высшего сословия. Католическое духовенство и польские революционеры старались в 1862 г. еще более уронить русских церковнослужителей в глазах народа, сделав их предметом преследований, публичных обид и насмешек. Но система эта в последнее время отчасти изменилась. Согласно с наставлениями «Варшавского центрального комитета», в разных местах проявлялось желание поляков сблизиться с русскими всех сословий, к которым они, будто бы, всегда питали, как к соплеменникам, доброе расположение, ненавидя одно правительство, деспотически угнетающее всех своих подданных. В этом духе составлялись и возмутительные воззвания, которые злоумышленники подбрасывали русским войскам.
В начале 1862 г., сравнительно с 1861 годом, когда политические страсти поляков были в полном разгаре, в Западных губерниях, по примеру Царства, водворилось повсеместно наружное спокойствие. Пение в церквах патриотических гимнов если не совсем прекратилось, то являлось довольно редко, и из прежних манифестаций осталось лишь ношение женским полом траура. Причины наставшей тишины объяснялись различно: по уверениям одних, коноводы польского дела, находя, что Польшею и Западным краем достаточно заявлено перед целым светом непоколебимое их намерение отделиться от России, положили не раздражать более без всякой пользы гласными манифестациями российское правительство, а выжидать событий в Италии и Венгрии и тогда действовать единодушно и энергически. По мнению других, польские злоумышленники ожидают скорой революции в России, что и будет сигналом для общего восстания. * Только немногие соглашались, что твердые меры правительства** объявлением в разных губерниях военного положения имели главное влияние на успокоение края. Помянутое спокойствие поляков хотя и не было нарушено уличными беспорядками и впоследствии, но, тем не менее, под ним заметно скрывалась неугасаемая внутренняя злоба, и по временам в разных местах повторялись как панихиды по убитым и казненным в Варшаве, так равно духовные процессии в память исторических событий, пение в церквах возмутительных гимнов и сборища с патриотическою целью в народных костюмах. Главные манифестации в Литовском крае происходили в день 31 июля, в годовщину Люблинской унии или соединения Литвы с Польшею в 1569 году 30. Празднование этого события, которое вызвало в 1861 году столь серьезную демонстрацию, исполнялось и в минувшем году почти повсеместно в Литовских губерниях, но с умеренностью, определенною в тайно распространенных перед тем между поляками воззваниях из Варшавы. В губерниях: Киевской, Волынской и Подольской достаточно, по-видимому, огражденных верою, языком и преданиями от искушений польской пропаганды, являлись равным образом революционные попытки. Еще сильнее оказались они в Минской губернии и даже в Белорусском крае, под влиянием нескольких неблагонамеренных лиц, воспользовавшихся снисходительностью местного начальства.
Из различных манифестаций в Западных губерниях в минувшем году наиболее замечательны следующие.
В Брест-Литовске происходила 30 апреля демонстрация по поводу проезда из Бобруйска в Варшаву всемилостивейше прощенного епископа Бялобржеского. Он был встречен толпою мужчин и женщин, которые выпрягли лошадей из его экипажа и на себе везли оный*** до почтовой станции, где, прощаясь с ним, стали на колени и обнажили головы. Гродненской же губернии в м. Друзгениках, на минеральных водах, праздновали M июля соединение Литвы и Польши. На отслуженном молебствии все посетители вод были в костюмах. Вечером на пароме среди Немана поставлен транспарант, изображавший две протянутые с двух противоположных берегов руки. После обедни угощали до 100 человек крестьян завтраком в клубном зале, разыграли в пользу их лотерею и под конец дворяне гуляли вместе с простым народом по иллюминированному саду. В Каменец-Подольске в сентябре епископ Фиалковский по случаю приведения к присяге дворян, собравшихся в губернском городе для выборов, сказал им патриотическую речь, в которой говорил только о крае, о народе, об исторических воспоминаниях, но ни слова о должностных обязанностях и о преданности престолу. Речь эта очень понравилась дворянам, которые затем стали съезжаться в Каменецком клубе и составили свой дерзкий адрес о присоединении Подольской губернии к Царству Польскому.
В Минске 17 апреля разбиты каменьями стекла в занимаемом католическим епископом Войткевичем доме, который был иллюминован по поводу торжественного дня. По случаю провоза чрез Минскую губернию политических преступников из Варшавы часто происходили демонстрации, сопровождаемые иногда и беспорядками. В числе оных главное произошло 2 июня: при отправлении трех преступников из Минска толпа в двести человек вышла провожать их за заставу; женщины бросали на дорогу цветы, а при дальнейшем следовании около 500 человек, скрытых в лесу, Просились с палками к повозкам арестантов; но, видя сзади себя отряд пехоты, удалились. Из задержанных при этом 79 человек большею частью оказались гимназисты, которые и подвергнуты взысканиям. Доказательством нерасположения к правительству минских дворян послужило намерение их следовать примеру подольского дворянства представлением адреса о присоединении Минской губернии к Царству Польскому. В Витебске неоднократно происходило пение гимнов при участии заседателя гражданской палаты Корсака, который также был замечаем в ношении польского костюма, в коем он являлся даже на службу. За сие Корсак Пыл выслан по Высочайшему повелению в Вятку. Между крестьянами Витебской губернии, присоединившимися к православию, распространяем был гимн, который пели прежде в униатских церквах. Полоцкий архиепископ**** жаловался обер-прокурору Св. Синода 31 на ухищрения вообще католического духовенства для увлечения бывших униатов в прежнюю их веру. В сентябре в костеле местечка Уллы Лепельского уезда ксендзы перестали одно время поминать на суппликациях 32 Ваше Императорское Величество, но простолюдины католического и православного исповедания, вознегодовав за это, восстали против ксендзов и настойчиво требовали поминания имени Вашего Величества при богослужении.
Кроме революционных в различных местах манифестаций, замечены были в Западных губерниях еще общие злонамеренные действия, имевшие важное значение, как то: 1) Католические ксендзы наущали народ на исповеди лжесвидетельствовать в полицейских судах и возбуждали сопротивление правительству*****; 2) Повсеместно распространялись на различных наречиях возмутительные воззвания и листки, которые приклеивались к костелам и домам; 3) Помещикам и вообще дворянам и зажиточным людям возбранялось от имени центрального революционного комитета выкуривать вино и предаваться излишеству в жизни и удовольствиям под страхом пожаров и убийств. Вместе с тем от них требовались деньги на дело освобождения Польши; 4) С большим единодушием старались вовсе исключить из употребления русский язык и распространять народные училища с целью возрождения между простым народом польской национальности.
Ввиду необходимости противоборствовать столь опасному настроению поляков в Западном крае восстановлен в сентябре минувшего года по Высочайшему повелению Западный комитет. На этот комитет возложено обсуждение предположений и мер, относящихся к водворению в означенном крае порядка и упрочению в нем спокойствия.
Примечания
* Выделенный курсивом текст отчеркнут на полях карандашом рукой императора.
** Выделенные курсивом слова подчеркнуты, рядом на полях имеется карандашная помета императора: «Хороши они были!».
*** Выделенные курсивом слова подчеркнуты, рядом на полях рукой императора поставлен вопросительный знак.
**** Выделенные курсивом слова подчеркнуты, рядом на полях рукой императора поставлен вопросительный знак.
***** Выделенный курсивом текст отчеркнут на полях карандашом, рядом имеется помета императора: «Неблагонадежность духовного сословия у нас».