[i] Указание Лаврова на «16 лет борьбы…» не конкретизировано, отсчет, судя по контексту, идет с «хождения в народ», первые попытки которого были предприняты в 1873 г. В том же году под редакцией Лаврова стал выходить журнал (непериодическое обозрение) «Вперед!», на страницах которого, среди прочего, активно пропагандировалась необходимость сплочения социалистических сил в России.
[ii] Речь идет о Великой Французской революции 1889 – 1894 гг. Парижский международный социалистический конгресс открылся 14 июля 1889 г., в день 100-летия начала этой революции, и проходил под лозунгами необходимости реформ в интересах рабочих и подготовки к свержению «капиталистической Бастилии».
[iii] Речь идет о царе Петре I (император с 1721). 1689 г. отмечен началом его самостоятельного правления.
[iv] Имеется в виду императрица Екатерина II (1762 – 1796), сочувствовавшая идеям эпохи Просвещения, что не мешало ей отстаивать разумность для России самодержавной формы правления. С французским философом-просветителем и писателем Вольтером (Voltaire) (наст. фамилия, имя Аруэ Мари Франсуа) Екатерина II поддерживала переписку.
[v] Имеется в виду крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева в 1773 – 1775 гг.
[vi] Речь идет об императоре Павле I (1796 – 1801).
[vii] Имеются в виду декабристы и их выступление на Сенатской площади Петербурга 14 декабря 1825 г.
[viii] Николай I – император России в 1825 – 1855 гг. Под пятью заговорщиками имеются в виду декабристы К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский, казненные 13 июля 1826 г.
[ix] Имеется в виду «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, вышедший в свет в феврале 1848 г.
[x] Сенсимонизм – одно из течений утопического социализма, название по имени французского философа К.А. де Рувруа Сен-Симона (Sent-Simon) (1760 – 1825).
[xi] Герцен А.И. (1812 – 1870) – общественный деятель, писатель, философ и историк; идейный предшественник народничества. В 1853 г. основал в Лондоне «Вольную русскую типографию».
[xii] Фурьеристы – сторонники учения французского утопического социалиста Ш. Фурье (Fourier) (1772 – 1837).
[xiii] Чернышевский Н.Г. (1828 – 1889) – философ, писатель, публицист. До начала 1860-х гг. обосновывал важнейшие постулаты народничества; позднее скептически относился к возможностям крестьянской революции в России, а утверждение социализма в неопределенно далеком будущем стал связывать, прежде всего, с развитием производительных сил и форм производства.
[xiv] Речь идет об отмене крепостного права в России в 1861 г. и о последующих реформах 1860 – 1870-х гг.
[xv] Александр II – император России в 1855 – 1881 гг. Убит народовольцами 1 марта 1881 г.
[xvi] На русском языке I т. «Капитала» К. Маркса вышел в марте 1872 г. свет в Петербурге в издательстве Н.П. Полякова (перевод был выполнен Г.А. Лопатиным, Н.Ф. Даниельсоном и Н.Н. Любавиным). Т. II «Капитала» на русском языке в переводе Даниельсона впервые был издан в 1885 г. – в год появления его на языке оригинала.
[xvii] Парижская коммуна как орган власти существовала с 18 марта по 28 мая 1871 г. Лавров, находившийся в Париже, объявил себя «сочувствующим социальному движению, представленному Парижской коммуной» и содействовал движению солидарности с коммунарами – «людьми настоящего дела». В книге «18 марта 1871 года», вышедшей в 1880 г. в «Социально-революционной библиотеке» (Вып.1), он одним из первых оценил в печати события 1871 г. как «пролетарскую революцию».
[xviii] Речь идет о последователях М.А. Бакунина (1814 – 1876) – идеолога «бунтарского» направления в революционном народничестве, одного из основоположников анархизма. Бакунисты достаточно жестко полемизировали с лавристами, обвиняя их в отсутствии революционной инициативы, в пассивности, увлечении «словоговорением».
[xix] Журнал (непериодическое обозрение) «Вперед!» издавался в Цюрихе (т. 1 – 2) и Лондоне (т. 3 – 5) под редакцией Лаврова в 1873 – 1877 гг. Журнал и одноименная газета, выпускавшаяся в Лондоне в 1875 – 1876 гг., стали органами формирования и развития лавризма как «пропагандистского» течения революционного народничества.
[xx] Журнал «Набат» издавался в 1875 – 1881 гг. в Женеве. Создан усилиями П.Н. Ткачева и членов русско-польского кружка «Cercle slave» во главе с П.Г. Турским. Журнал выражал идеи русских бланкистов («якобинцев»); многие публикации отличались остро полемическим характером по отношению к другим течениям революционного народничества.
[xxi] Имеются в виду речи народников С.И. Бардиной и П.А. Алексеева, произнесенные 9 марта 1877 г. на судебном процессе «50-ти» («дело москвичей»). Тексты речей получили широкую известность не только в России, но и за границей.
[xxii] Речь идет об оправдательном приговоре В.И. Засулич, вынесенном 31 марта 1878 г. присяжными в заседании Петербургского окружного суда. В знак протеста против издевательства над политическим заключенным А.С. Емельяновым (псевд. А.П. Боголюбов) она 24 января 1878 г. совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова.
[xxiii] Народническая организация «Земля и воля» (основана в 1876 г., название с 1878 г.) в августе 1879 г. разделилась на две самостоятельные организации – «Народная воля» и «Черный передел».
[xxiv] «Черный передел» – народническая организация, действовавшая в России в 1879 – 1882 гг. Главный акцент делался на необходимость агитационно-пропагандистской работы среди крестьян, а также рабочих. Чернопередельцы выступали против народовольческого увлечения террором, ибо он, по их мнению, не может привести к смене политического системы в России. Отметим, что Лавров в то время разделял многие позиции чернопередельцев, поддерживал деловые и даже весьма дружественные отношения с Плехановым и его единомышленниками по эмиграции (до их перехода на позиции марксизма). Одним из примеров может служить привлечение Плеханова к изданию и редактированию «Русской социально-революционной библиотеки», основанной в Женеве в 1880 г. для выпуска книг и брошюр социалистов различных фракций и оттенков.
[xxv] Группа «Освобождение труда» – первая марксистская организация российских революционеров возникла в Женеве в сентябре 1883 г. Свои главные задачи видела в пропаганде и распространении марксизма в России. Заявила о «растворении в партийной организации» на II съезде РСДРП в 1903 г.
[xxvi] «Союза русских социал-демократов» как организации, в которую «преобразовалась» группа «Освобождение труда», в то время не существовало. Тем не менее, В.И. Засулич, Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод и С.М. Кравчинский (Степняк) поставили подписи при выпуске дополнительного тиража первого издания пригласительного циркуляра (воззвания) на Парижский конгресс от имени «Союза…». Мандат Плеханову на конгресс также был оформлен от этой несуществующей организации. Объяснение этих фактов видится, прежде всего, в желании Плеханова и его единомышленников подчеркнуть, что они на конгрессе представляют не только себя, но и других приверженцев марксистской социал-демократии, в том числе в самой России. Что касается Кравчинского, то он, несмотря на идейные разногласия с плехановцами, как известно, относился к ним с симпатией. Несомненно, что имелись определенные договоренности, как с Лавровым, так и с Организационной комиссией конгресса – по крайней мере, правомочность мандата Плеханова в Париже никто не оспаривал.
[xxvii] Лафарг (Lafargue) Поль (1842 – 1911) – деятель французского рабочего и социалистического движения, пропагандист марксизма. Один из основателей Французской Рабочей партии (1879), редактор газеты «Le Socialiste» («Социалист»), издававшейся с 1875 г.
[xxviii] Гед (Guesde) Жюль (наст. фамилия Базиль) (1845 – 1922) – деятель французского рабочего и социалистического движения, пропагандист марксизма. Наряду с П. Лафаргом, один из основателей Французской Рабочей партии.
[xxix] Засулич В.И. (1849 – 1919) в рассматриваемое время – член группы «Освобождение труда», заведовала типографией группы. Широкую известность в Европе получила после покушения на Ф.Ф. Трепова (см. примеч. 22). Лавров, говоря об очерке истории Интернационала, имеет в виду работу Засулич «Очерк истории Международного общества рабочих». Отметим, что Лавров поддержал предложение об издании этой работы цюрихским Социалистическим литературным фондом, о чем с лета 1888 г. велись переговоры с группой «Освобождение труда». Однако первые девять глав работы Засулич были опубликованы в 1889 г. самой группой «Освобождение труда» в «Библиотеке современного социализма» (Вып. 8). Вторая часть «Очерка…» опубликована только в 1973 г. в сб. «Из истории марксизма и международного рабочего движения» (М.).
[xxx] «Народная воля» – наиболее крупная и сильная организация революционных народников. Имела жестко централизованную структуру во главе с Исполнительным комитетом, которому подчинялись как местные группы, так и входящие в нее организации (Военная организация «Народной воли», Центральный рабочий кружок «Народной воли» и др.). После 1883 г. «Народная воля» перестала существовать в качестве единой организации, но ее программные установки продолжали разделять отдельные группы и кружки, как в России, так и среди эмигрантов.
[xxxi] Лавров имеет в виду «Рабочую газету», нелегально издававшуюся в Петербурге в декабре 1880 – январе 1881 гг. Всего вышло три номера.
[xxxii] Очевидно, имеется в виду убийство 1 марта 1881 г. императора Александра II, находившегося на престоле с 1855 г.
[xxxiii] Польская партия «Пролетариат» (нередко называется «Первый Пролетариат») – подпольная социально-революционная партия, действовавшая на территории Королевства Польского в 1882 – 1886 гг. В качестве образца для политической борьбы выступали многие методы, использовавшиеся «Народной волей»; партия, в частности, не исключала необходимость террора против представителей власти и «угнетателей рабочих». В начале 1884 г. на съезде «Народной воли» в Париже было заключено формальное соглашение о совместной борьбе, однако серьезных последствий оно не имело в связи с дальнейшим развитием кризиса народовольчества, усугублявшегося арестами, как русских, так и польских социалистов.
[xxxiv] Наиболее «громкой изменой» стало покаяние перед властями видного народовольца Л.Н. Тихомирова. В 1888 г. он выпустил в Париже брошюру «Почему я перестал быть революционером?» и в том же году подал прошение о помиловании. Организаторы Парижского международного конгресса социалистов считали, что присутствие на нем делегатов от России должно, среди прочего, продемонстрировать, что после «предательства» Тихомирова социализм в России продолжает жить.
[xxxv] Александр III вступил на престол в 1881 г. и находился на нем до своей смерти в 1894 г.
[xxxvi] Лавров в этом фрагменте доклада имеет в виду, прежде всего, В. К. Дебогория-Мокриевича и В.Л. Бурцева, которые выступали, в частности со страниц газеты «Свободная Россия», за союз с либералами.
[xxxvii] Здесь: основания (франц.).
[xxxviii] Газенклевер (Hasenclever) Вильгельм (1837 – 1889) – немецкий социалист. В 1871 – 1875 гг. был председателем Всеобщего германского рабочего союза, в 1876 – 1878 гг. вместе с Вильгельмом Либкнехтом редактировал журнал «Vorwärts» («Вперед»).
[xxxix] Варлен (Varlain) Луи Эжен (1839 – 1871) – деятель французского рабочего движения, член I Интернационала, участник Парижской коммуны.
[xl] Бланки (Blanqui) Луи Огюст (1805 – 1881) – французский коммунист-утопист, приверженец заговорщической тактики и тайных обществ для подготовки социальной революции.
[xli] Единственный номер журнала «Социалист» с подзаголовком «политическое социально-революционное обозрение» вышел под редакцией Х. (Ю.Г.) Раппопорта в июне 1889 г. Раппопорт и активно поддерживавший его Лавров надеялись, что «Социалист» сплотит эмигрантов-социалистов разных направлений. Показательно в этом отношении, что в журнале были опубликованы статьи Лаврова, Н.С. Русанова, Е.А. Серебрякова, Плеханова, П.Б. Аксельрода, статьи и корреспонденции других авторов. Журнал поместил информацию о конгрессе: «14 июля в Париже состоится интернациональный конгресс рабочих. Социалисты Германии и Франции ведут усиленную агитацию в пользу того, чтобы на съезд попало как можно больше рабочих. В следующем № мы надеемся дать более подробный отчет об этом конгрессе» (С. 33). Уже после конгресса, для подготовки материала об его итогах, Раппопорт обращался как к Лаврову, так и к членам группы «Освобождение труда» (ГАРФ. Ф. 1762. Оп. 4. Д. 373. Л. 10 об.).
[xlii] Лавров в этом фрагменте доклада кратко характеризует группы и организации, от которых он имел полномочия на Парижском конгрессе 1889 г.
[xliii] Имеется в виду Г.В. Плеханов.
[xliv] Имеются в виду Ф.Б. Крантц от «Интернационального рабочего образовательного клуба», Я.М. Барский и Л. С. Миллер от «Соединенных еврейских рабочих союзов Нью-Йорка».
[xlv] «Знамя» – газета эмигрантов-социалистов из России, издавалась в Нью-Йорке в 1889 – 1890 гг. (см. номера газеты в Государственной общественно-политической библиотеке). Характеристика Лавровым этого издания как «социал-демократической газеты» представляется излишне категоричной, тем более что ее не использовали и редакторы газеты. В № 1 (5 января 1889) указывалось: «…наше «Знамя» является также знаменем объединения всех русских рабочих для святого дела помощи революционной России». Из публикаций «Знамени» отметим статью Л. Миллера «Парижский конгресс» (№ 10, 23 марта 1889), в которой заявлялось: «Ввиду превосходно организованного союза капитала, не знающего ни национальных границ, ни различий в языке, более прочное и тесное соединение рабочих всех стран и всех направлений для борьбы против общего врага представляется насущной потребностью. Эта потребность может и должна быть удовлетворена организацией, начало которой должно быть положено на Парижском конгрессе». Позднее газета оценила конгресс как «самое выдающееся событие в рабочем движении прошлого года». «Как по числу и составу своих членов, так и по теоретическим и практическим воззрениям партий, представленных на нем, он на самом деле явился истинным интернациональным конгрессом социалистического пролетариата всех стран» (№ 2, 8 февраля 1890). Итогам конгресса была посвящена забытая многими историками статья П.Б. Аксельрода «Интернациональный конгресс социалистического пролетариата в Париже» (№№ 2 – 4, 1890).
[xlvi] Газета «Друг рабочего», встречается перевод названия «Друг работника» («Der Arbeiterfreund») основана в Лондоне в июле 1885 г., ставила задачей воспитание еврейских рабочих во имя борьбы за «социальную справедливость»; при этом, однако, не выражала свою приверженность определенному течению в рабочем движении. Первым редактором был участник Парижского конгресса Ф. Крантц. Позднее, с 1892 г., газета, руководимая Ш.-Й. Янковским, выступала органом идиш-анархистов.