27 мая [1895]
Лучше всего в «Гедде Габлер» (5) заключительный выстрел. Она безжалостна, властолюбива, мнительна, но натура у нее гордая и на компромиссы она не идет. Рабство? Быть несвободной, подчиниться воле другого и трепетать перед ним - нет, она не может, она предпочитает смерть. Стреляется она в висок, так красивее. Ибсен (6) хочет подчеркнуть ее стремление к красоте, но это что-то бессильное и жалкое. Страсть к красоте во всем и всюду и грубые, лакейские насмешки над безобидной старухой теткой; красота и муж Тесман. Положим, что он доводит ее до исступления; красивая, своенравная, балованная, но не богатая и уже не очень молодая (29 лет), она берет его как довольно корректного мужа. Это ее последняя попытка хоть как-нибудь устроить свою жизнь, в кот[орой] нет ни интереса, ни красоты. Когда-то она любила Эйлерта, оба властные и страстные, они не могли сойтись; ни подчиниться, ни подчинить Гедда не могла. Сколько вновь вспыхнувшей страсти сумел вложить Ибсен в первые же слова Эйлерта; но это дело прошлого, теперь есть другая, бледная кроткая женщина, и Гедда мстит за это, мстит почти так же жестоко, как герои греческих трагедий. Ибсен удивителен. В нем есть что-то загадочное, какая-то бесконечность. Никогда не надеешься сказать о нем последнее слово. Я уверена, что через год я буду думать иначе.
Здесь текст приводится по изданию: Наследие Ариадны Владимировны Тырковой. Дневники. Письма. [Сост. Н.И. Канищева]. М., 2012, с. 46-47.
Примечания
5. «Гедда Габлер» (Hedda Gabler) — пьеса норвежского драматурга Г. Ибсена.
6. Ибсен (Ibsen) Генрик (1828—1906) — норвежский драматург; театральный деятель (в 1852—1857 возглавлял в Бергене первый национальный норвежский театр, в 1857—1862 — Норвежский театр в Христиании). Основатель «новой драмы», в своих пьесах («Кукольный дом», 1879; «Привидения», 1881 и мн. др.) поднимал проблемы внутренней свободы человека, ущербности мещанской морали, разрабатывал тему «сильной личности». В России драмы Ибсена пользовались особой популярностью, многие из них ставились на сцене МХТ К. С. Станиславским. К анализу творчества Ибсена обращались Андрей Белый, А. Блок, Вс. Мейерхольд, Д. Мережковский и др.