Кавелин К.Д.

Кавелин Константин Дмитриевич (1818—1885) — русский философ-идеалист, историк и политический деятель. В молодости западник. В 50-х гг. стал либералом, что привело к разрыву с ним «Современника» и Герцена. К философии обращается в 60-х гг. для обоснования политических и этических взглядов. В работах «Задача психологии» (1872) и «Задачи этики» (1885) сделал попытку приспособить психологию для оправдания христианской этики. Философия, по его мнению, должна стать наукой об индивидуальной человеческой душе, психологией, которая объясняет нравственный, духовный мир безотносительно к его материальному субстрату. «Абстрактности» материализма и идеализма, исследующим общее, Кавелин противополагает «конкретное» знание индивидуальной души. На этой основе, по его мнению, снимается односторонность и ограниченность философских систем (включая позитивизм). К. признавал свободу воли. Несостоятельность теории Кавелина показана Сеченовым в его замечаниях на книгу Кавелина «Задача психологии».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 177.

К. Д. Кавелин. Письмо к С. М. Соловьеву. 16 января 1856 г.

чт, 11/27/2014 - 22:06 -- Вячеслав Румянцев

...По некоторым отрывочным фактам судя, положение наше теперь самое страшное. Казна истощена совершенно. Если бы Вы знали сумму бумажек, пущенных в ход, Вы бы не обинуясь сказали, что больше выпускать их было бы совершенным безумием. Об новых рекрутских наборах думать нечего не только потому, что людей нет (брали уже кривых и без девяти зубов: это факты), но потому, что нечем нести денежную рекрутскую повинность, которая сопровождает натуральную; войска наши в таком же ужасном положении; грабеж начальства и происходящий от того мор рекрут и солдат превосходит всякое вероятие. В Крымской армии дисциплины нет: наружная палочная исчезла, а внутренняя — где ее взять?..

Subscribe to RSS - Кавелин К.Д.