Спенсер Г.

Спенсер Герберт (1820—1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, представитель идеологии либеральной буржуазии в канун эпохи империализма. Философские взгляды Спенсера сложились под влиянием Юма, Канта, Милля. Значительное место в его системе занимало учение о «непознаваемом». Любое научное понятие, по Спенсеру, противоречиво, а потому непостижимо. Другое доказательство неспособности науки проникнуть в сущность вещей Спенсер видел в том, что наука базируется лишь на ограниченном опыте индивида, т. е. на ложной основе. Признание «непознаваемого» лежит и в фундаменте религии; на этом основании Спенсер утверждал близость науки и религии. Субъективно-идеалистические положения и агностицизм в учении Спенсера сочетались с элементами объективного идеализма (признание «абсолютной реальности» как источника человеческих ощущений и впечатлений) и стихийно-материалистической трактовкой проблем частных наук. Последняя в наибольшей мере нашла место в учении Спенсера об эволюции. Идею эволюции Спенсер перенес с живых существ на все предметы и явления, понимая ее механистически, как перераспределение в мире вещества и движения, и стирая грани между различными областями материального мира. Спенсеровская концепция эволюции легла в основу его социологических взглядов — так называемой органической теории общества, существенной особенностью которой была попытка анализировать общественную жизнь в терминах биологии. Спенсер был противником социализма. Основное сочинение — «Система синтетической философии» (1862—1896).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 428.

Тыркова А.В. Дневники. 1895.07.11

вт, 07/09/2013 - 16:17 -- Вячеслав Румянцев

Прочитала «Этику». Хочется подвести итоги хотя бы вкратце. Я изложу их не систематически, а по силе впечатления. Меня поразила его фраза, что человек, обладающий каким бы то ни было превосходством, должен пользоваться его плодами, человек со слабостями — страдать и платиться за них. Это закон природы и один из важных факторов культуры. Но в таком случае как же быть с социализмом, требующим, чтобы каждому было дано по потребности? Спенсер дает эгоизму перевес над альтруизмом. Прежде всего человек обязан быть здоровым и счастливым, т. к. общее счастье есть только сумма. Только в будущем альтруизм возьмет верх и то потому, что он будет требовать только сочувствия чужому счастью, т. к. несчастья не будет.

Тыркова А.В. Дневники. 1895.05.25

вт, 07/09/2013 - 16:02 -- Вячеслав Румянцев

Читаю «Этику» Спенсера (3) и чувствую глубокое разочарование. Неужели это жалкая, мелкая теория умеренности и аккуратности может заменить поэтические легенды и образы какой бы то ни было религии. Нельзя удовлетворить жадных блужданий людей в поисках за истиной вечной и в то же время человеческой, простой как день и глубокой как море, истиной, одно предчувствие которой наполняет человека блаженством, ужасом, подставив вместо нее ходячую монету мещанской добродетели. Тут что-то не так. Спенсер говорит, что чрезмерность в действиях вредна, т. к. искажает определенность, хороша только середина. Куда же девать гениев, причислить их к вредному элементу? Быть может, и наше правительство поступает правильно, сдерживая чрезмерные хлопоты о благе России, чему примером может быть закрытие Комитета Грамотности (4). По Спенсеру, пессимист есть человек, считающий, что в жизни страдания превышают удовольствия. Это или узко или не точно; пессимист может просто признать, что есть такая точка развития, когда человек слишком ясно видит бессмысленность жизни, хотя бы и счастливой. Если так — этики нет.

Subscribe to RSS - Спенсер Г.