Западный край (1866 год).

пн, 11/12/2012 - 21:09 -- Вячеслав Румянцев

Западный край

Польская пропаганда, ознаменовавшая себя вышеизложенными возмутительными явлениями в Сибири, не переставала, однако, действовать в Западных губерниях. По случаю назначения нового генерал-губернатора северной части этого края 20 тамошние жители польского происхождения выражали надежду, что правительство, отменив намерение обрусить край, восстановит прежнее его положение. В некоторых местах они проявляли и частные попытки к возобновлению демонстраций. Ковенской губернии в Вилкомирском уезде явились новые возмутительные песни, в которых поляки призываются оттачивать ножи против русских; в том же уезде 1 ноября ксендзы совершили, вопреки существующих правил, торжественную духовную процессию, в которой участвовало до 800 человек. В Минской и Виленской губерниях было три случая пения революционных гимнов во время совершения богослужения. В первой из этих губерний ксендзы по-прежнему фанатизировали на исповеди своих прихожан, и замечено, что поляки выходили из костелов ранее чтения молитвы за царствующий дом. Вообще, несмотря на все строгие меры, предпринятые правительством в Западном крае, польское население края, за исключением крестьян, не изменило ни своих политических убеждений, ни чувств к правительству и вообще к русским. В последнее же время, с событиями в Италии, Пруссии, Молдовалахии 21, а в особенности с назначением графа Голуховского 22 наместником Галиции, поляки заметно стали чуждаться русских, считая их временными пришлецами, и дабы воспрепятствовать сим последним покупать имения в том крае, возвысили цены на оные. Даже в Киеве, где высшее польское сословие старается заискивать в представителях администрации, оно в душе враждебно всему русскому; польские идеи стали ослабевать только в одной Могилевской губернии. Что же касается до обрусения Западного края, то оно проявилось до настоящего времени только в том, что крестьяне-католики обращаются в православие; что православные священники стали говорить по-русски, а жены некоторых из них, бывшие католичками, обращены в православие. По донесению минского жандармского штаб-офицера, многие тамошние русские священники известны своею безнравственностью и корыстолюбием. В Волынской епархии они равным образом не отличаются христианскими добродетелями. Если бы наше духовенство обладало надлежащими нравственными качествами, то число обращенных из латинства значительно бы увеличилось.

Успешному исполнению предначертаний правительства в отношении Западного края, а, следовательно, и примирению там враждебных элементов, много вредило демократическое направление некоторых тамошних мировых посредников, а также членов поверочных комиссий и губернских по крестьянским делам присутствий, действовавших в ущерб интересов местного дворянства. Кроме сего, были два особенно замечательные случая нравственного оскорбления местных жителей низшими административными лицами при исполнении ими неправильно понятых распоряжений высшего правительства. Так в Минской губернии, вследствие предписания снять с полей, дорог и других мест поставленные там кресты с революционными целями, исправники распорядились снять вообще все кресты, поставленные даже с побуждениями религиозными. Командированный в Поневежский уезд Ковенской губернии состоящий по особым поручениям при генерал-губернаторе Северо-Западного края подполковник Самбикин, имея предубеждение вообще против ксендзов и желая публично опозорить их в глазах местного населения, водил некоторых из них по улицам в сопровождении женщин, которые находились у них в услужении и которых он считал за наложниц; при этом понося ксендзов разными непристойными выражениями и глумясь над ними, Самбикин надевал им на головы шутовские колпаки. Собранный заранее народ, в особенности женщины, видя унижение своих пастырей и не смея остановить ничем не извиняемых поступков генерал-губернаторского чиновника, только вздохами и слезами заявляли свой душевный протест. Не довольствуясь этим, Самбикин, арестовав 18 ксендзов и отправив их с жандармами в Поневеж, приказал ехать с ними на одних повозках, для большего их позора, и женщинам, которые проживали у них в качестве прислуги. Произведенным исследованием об этих ксендзах они не признаны виновными ни в политических, ни в нравственных преступлениях.