О польских выходцах (1860 год).

пт, 11/09/2012 - 14:24 -- Вячеслав Румянцев

О ПОЛЬСКИХ ВЫХОДЦАХ

Польская эмиграция состоит из выходцев 1832 и 1848 годов. Первые, по числу их и по нравственному влиянию, гораздо важнее последних, которые большею частию оставили Польшу в молодых летах по увлечению к праздной жизни, не имея твердых политических убеждений. Общее число польских выходцев не превышает ныне 1500, из коих 300 находятся в Англии, 100 - в Бельгии и Швейцарии и остальные - во Франции. В Лондоне бедные выходцы получают от правительства гласное незначительное пособие, а в Париже с 1852 года таковое выдается негласным образом префектурою. Лондонские поляки почти исключительно принадлежат к демократической партии. Замечательнейшие между ними суть: Антон Забицкий, редактор журнала «Demokrata polski», Зенкович, Штольцман, Фаддей Забицкий, Жаба, Тхоржевский и Свентославский. Лица эти составляют демократический польский комитет. Из небольшого числа польских аристократов в Лондоне заслуживают внимание только Жульчевский, секретарь и кассир существующего там литературного польского общества, учрежденного покойным лордом Стуардом, и полковник граф Вержинский. отчаянный патриот; но и эти два лица находятся под влиянием парижских польских аристократов как обладающих богатством и весом в обществе. Главнейшие из них суть: князья Чарториские (отец Адам, с двумя его сыновьями - Витольдом и Ладиславом); Ладислас Замойский, Ксаверий Браницкий, Ледуховский, Рыбинский и Барзиковский. Все они пользуются благосклонностью и знакомством принца Наполеона 6. Редакторами журнала этой партии «Wiadomosci polskie» суть выходцы Клачко и Вронтновский, заклятые враги России. Главами демократической польской партии в Париже суть Мирославский и Высоцкий 7. Оба они знают военное дело и обучают оному в Батиньольской школе, в которой находятся 275 сыновей польских выходцев. Школа эта состоит под ведением выходца из Вильно доктора Голензовского и под покровительством принца Наполеона*.

Между польскими демократами еще заслуживают внимания Быстрожевский, находившийся в Карее во время последней восточной войны 8; Островский, деятельнейший политический интригант, который уже в 1837 году был изгнан из Франции; Яновский и Ходзько 9. корреспонденты лондонского журнала «Demokrata polski»; Хоецкий, пишущий брошюры и статьи под именем Charles Edmond: и, наконец, Елзановский, редактор демократического журнала под названием «Przeglad rzeczy polskich» (revue polonaise). Из числа помянутых демократов принц Наполеон оказывает особое внимание Хоецкому, который слывет его секретарем и другом, и Мирославскому, которого он в истекшем году лично представлял императору. В надежде на желанное соединение партий демократической с аристократическою принц сблизил Мирославского с Замойским, но общих от сего последствий до сего времени не было, хотя доходили сведения из Лондона, что и там видны старания о сближении двух партий для единодушного стремления к общей цели. В Париже, где польская эмиграция сделалась орудием французской политики относительно России, выходцы уже с лета минувшего года, по поводу итальянских и венгерских дел, находились в постоянном движении. Совещания их у князя Чарториского и у принца Наполеона повторялись часто. В них участвовал, кроме вышеупомянутых лиц, и граф Понятовский, делающий пособия неимущим полякам, и тут зашла речь о сформировании польского легиона для совокупного действия с итальянцами и венгерцами. Раздражение парижских поляков сообщилось, наконец, и лондонским под влиянием ультралиберальных английских журналов, в том числе «Daily news», в котором помнились самые злые статьи после Высочайшего путешествия Вашего Императорского Величества в Вильно и в Варшаву. Вообще свидание трех Монархов в сем последнем городе очень взволновало заграничных поляков, при несомненном подстрекательстве со стороны французского правительства.

29 ноября польские выходцы праздновали тридцатую годовщину последней их революции. В Лондоне на празднестве этом произнесены были разные речи, доказывающие надежды эмиграции на восстановление Польши. В Париже поляки с нетерпением ожидали речи князя Адама Чарториского, соединившегося с ними после богослужения в польской библиотеке. В сущности, содержание его речи заключало следующие мысли: «Между тем, как для всего человечества наступила новая эра, эра справедливости, и в политические соображения Запада входит также священное право национальности, в одной только Польше возобновляется жестокая система, которая на короткое время было прекратилась. Но не следует ни отчаиваться, ни торопиться. Угнетатели Польши ослаблены и ослеплены, что доказывается последним собранием их в Варшаве. Среди поляков, напротив того, оказывается счастливый прогресс и сознание прежних ошибок, ограждающее от возобновления оных. Следует выжидать событий. Галицийские поляки, конечно, не упустят употребить перепорот в их положении 10 для общей пользы, и жизнью одного члена Польши оживятся и все прочие. В русской Польше улучшение положения крестьян, удерживаемых варварскими законами в рабстве, составляет предмет особых стараний со стороны владельцев заселенных имений, и они готовы понести величайшие жертвы для счастливого решения сего жизненного вопроса». Затем, отдав похвалу познанским полякам за единодушное поддержание на законном поприще их народных прав, князь Чарториский предупреждал обитателей прочих польских провинций, чтобы они не поддавались коварным искушениям полиции, по примеру прусской, уличенной в недавнем времени в вызове познанских поляков на политический замысел. Упомянув о проекте составления польского легиона в Италии, Чарториский сказал, что никто не усомнится в сочувствии поляков к итальянскому вопросу и в готовности их сражаться вместе с итальянцами против Австрии, но что, тем не менее, поляки не захотят »мешаться во внутреннюю их борьбу и никогда не решатся поднять оружие против столицы католического мира. Наконец, он изъявил благо-дарствие Всевышнему за дозволение находящимся в Болгарии польским выходцам содействовать религиозному движению болгар к воссоединению с всемирною церковью, движению, которое лишает Россию навсегда влияния ее на эту страну.

Речь Чарториского была отправлена из парижского «bureau de presse» в Геную, Турин, Милан и во все департаменты Франции под адресом префектов для напечатания в тамошних журналах, откуда она перешла во все периодические издания Европы.

Согласно с духом этой речи посланы из Парижа наставления к полякам в Царстве, чтобы ничего не предпринимать до устройства судьбы крестьян, так как в настоящем положении вещей сии последние обратились бы против мятежных дворян и граждан, но что должно стараться внушить крестьянам, будто польское дворянство исторгло у Царя льготы в их пользу.

Между тем, главные надежды польских выходцев, как в Париже, так и в Лондоне, основаны на событиях, готовящихся в Венгрии. Они рассуждают следующим образом: или возмущение в Венгрии, в котором поляки примут участие, будет выгодным для их собственного дела, или же Венгрия, быв преобразована Австриек», даст полякам большую нравственную силу, дабы требовать преобразования Польши.

Примечания

* В этой школе был 11 августа торжественный акт, на котором адъютант принца Наполеона раздавал медали и где произнесены были патриотические речи, кончавшиеся пением гимна «Еще Польша не погибла». (Примечание авторов документа.)

Связанный регион: