Духовенство.

вт, 11/06/2012 - 12:48 -- Вячеслав Румянцев

Духовенство

Но еще сильнее влияние веры. Духовенство латинское, искони взиравшее с завистью на благосостояние российской православной церкви, совокупило теперь фанатизм политический с фанатизмом религиозным и заставляет первого действовать под личиною второго. Из всех классов польского общества ни один столько не враждебен России, как духовенство, которого власть тем опаснее, что служители церкви находятся в непосредственном и ежедневном соприкосновении с народом, безусловно покорным их неограниченному влиянию. Выдавая себя за очистительных жертв угнетаемой религии, духовенство употребляет ее как орудие и под ее покровом таит свои средства к развращению умов народа и к распадению в нем собственных своих страстей. На каждую благую меру нашего правительства ксендзы указывают как на святотатство: упразднение монастырей, возвращение греко-униатов в лоно православной церкви, передача в ведомство и управление Министерства Государственных Имуществ всех недвижимых имений духовенства в Западных губерниях и другие подобные распоряжения правительства в руках польского духовенства суть орудия, с которыми оно нападает на Россию и старается отторгнуть от нее умы народа и нанести ей всевозможное зло.

Эти козни и ухищрения совершаются не только внутри, но и вне Царства. Из имеющихся сведений можно с достоверностью заключить, что духовенство ведет деятельную и постоянную переписку с католиками других государств и, в особенности, с Римом, где оно пронырствует совокупно с приверженцами Чарторижского, который собственно для этой цели по временам посылает туда своих эмиссаров. Краков, где заклятые демагоги скрываются под монашескою рясою, есть средоточие сношений (большею частью изустных) между Польшею и другими странами. Но как воспрепятствовать этому политическому и религиозному заговору, когда большая часть духовных учреждений в Кракове суть не что иное, как отделения подобных учреждений, существующих в Польше, и когда ксендзы и монахи переходят из одних в другие без ведома правительства по одному произволу своих настоятелей?

Самый могущественный довод, употребляемый польским духовенством для привлечения народа на свою сторону, заключается в распространении и утверждении толков о том, что Россия намеревается обратить его в греко-российское вероисповедание.

Речь Папы 12, известная всему польскому духовенству, также много способствовала к распалению тайной злобы духовенства. При всей неусыпности полицейских наблюдений, многие экземпляры этой речи прокрались в Варшаву и ходят по рукам в публике. Католицизм, столь ослабевший в последнее время как в Царстве, так и в Западных губерниях и оставивший уже почти одну только тень своего существования, внезапно так воспламенился, что ныне церкви этого исповедания не могут вмещать в себе толпы, в них стремящиеся. Вот какие последствия произошли от действительного или мнимого опасения насчет преследования их религии. Не менее того полагают, что есть еще возможность уничтожить враждебное к нам чувство католического духовенства; все уверены, что без больших затруднений, ежели не совсем, то, по крайней мере, в сильной степени, можно привлечь его на нашу сторону. Средства эти состоят в скромном и ласковом обращении с духовными лицами; в изъявлении им всех возможных знаков уважения и в денежных пособиях, которые докажут, что правительство входит в их положение и отнюдь не преследует ни их самих, ни их религии. Одно чувство признательности заставит их делать народу внушения, совершенно противуположные тем, которые они ему теперь делают, и народ, как в Царстве, так и в наших Западных губерниях, не подстрекаемый духовенством, а с другой стороны, видя свое благоденствие и заботы об нем правительства, переменит свой образ политических мыслей, и брожение умов мало-помалу успокоится.

Дата: 
суббота, декабря 31, 1842