Русско-китайская конвенция 1898 года, 15 марта (Вышинский, 1948)

чт, 01/28/2016 - 15:00 -- Вячеслав Румянцев

Русско-китайская конвенция 1898 года о предоставлении России в арендное пользование Порт-Артура (Люшунькоу) и Дальнего (Даляньваня) и о разрешении провести к этим портам железнодорожную магистраль от одного из пунктов КВЖД - подписана 27. III в Пекине русским поверенным в делах А. Павловым и членом китайского министерства иностранных дел Ли Хун-чжаном.

Стремление России получить незамерзающий порт на Жёлтом море обнаружилось ещё в 1896 году во время переговоров С. Ю. Витте с Ли Хун-чжаном. Тогда это стремление не было осуществлено из-за категорического отказа Китая. Однако в конце 1897 года в связи с германским захватом Цзяочжоу (3. XI) Ли Хун-чжан обратился за помощью к русской миссии. Ответ не оставлял сомнений в том, что помощь может быть оказана лишь в случае удовлетворительного разрешения интересующих Россию вопросов (ж.-д. строительство в Манчжурии и др.). Китай принял русские условия, но Германия заручилась поддержкой Англии, стремившейся в свою очередь столкнуть её с Россией, и русская дипломатия, хотя и выступила с протестом против германской акции, была вынуждена отступить: немецкие войска остались в Цзяочжоу.

Но теперь русское правительство решило более не откладывать осуществления своего плана в отношении Порт-Артура и Дальнего. События, развернувшиеся в декабре 1897 года, благоприятствовали России. Китаю срочно потребовался новый заём для уплаты Японии второго взноса контрибуции, установленной Симоносекским мирным договором. 2. XII Ли Хун-чжан обратился к Витте с просьбой о займе. Витте в телеграмме от 4. XII 1897 согласился удовлетворить китайскую просьбу, но лишь при условии предоставления России порта на берегу Жёлтого моря и передачи ей железнодорожной и промышленной монополии в Манчжурии и Монголии. За день до этого, З. XII 1897, русские военные эскадры вошли в Порт-Артур и Дальний, подкрепив таким образом требования России военной угрозой.

Возможность принятия Китаем русских экономических требований и, следовательно, закрытия Манчжурии для других держав чрезвычайно испугала Англию. Английское правительство немедленно заявило о своём твёрдом решении "любой ценой и, если нужно, силою удержать китайский рынок открытым для себя". Вслед за тем английский посланник заявил китайскому министерству иностранных дел протест против заключения Китаем займа в России и предложил устроить английский заём на льготных условиях. Одновременно английский флот сосредоточился в Гамильтоне, а часть его вошла в Порт-Артур.

Стремясь достичь соглашения с Англией, царское правительство несколько отступило от максимальных требований Витте и сняло свои возражения против предоставления Англией займа Китаю. В свою очередь Англия не была заинтересована в углублении конфликта, ибо перед лицом усиления германской экспансии искала сближения с Россией как на Дальнем, так и на Ближнем Востоке. Ввиду этого M. H. Муравьёву (...) удалось достигнуть соглашения с Англией, которая обещала не препятствовать стремлению России получить арендные права на занятые ею порты и концессию на сооружение дороги к ним.

Япония, добившись уступки от России в корейском вопросе и к тому же лишённая английской поддержки, не могла противодействовать России.

3. III 1898 (после заключения 1. III англо-китайского соглашения о займе) Россия приступила в Пекине к переговорам, которые вскоре и завершились подписанием Русско-китайской конвенции.

Согласно Русско-китайской конвенции Россия получила в арендное ("полное и исключительное") пользование на 25 лет Порт-Артур и Дальний вместе с прилегающим водным и территориальным пространством. Указывалось, однако, что аренда не нарушит верховных прав Китая на данную территорию (ст. I, II и III). В руки русских властей полностью передавалось военное и высшее гражданское управление на арендуемых территориях. Китайские военно-сухопутные силы туда не допускались. К северу от арендуемого участка устанавливалась нейтральная зона, где сохранялось китайское управление. Тем не менее китайские войска могли допускаться туда лишь "по согласию с русскими властями" (ст. V).

Согласно дополнительному протоколу, подписанному 7. V 1898, правительство Китая обязалось не уступать иностранцам без согласия России ни одного участка земли нейтральной зоны, не открывать для торговли ни одного из портов восточного и западного берегов этой зоны и не предоставлять иностранцам железнодорожных, горнорудных и промышленных концессий.

Порт-Артур как исключительно военный порт России и Китая объявлялся закрытым для судов всех других держав. Во все бухты Дальнего, за исключением одной (предназначенной для России и Китая), доступ торговых судов всех наций объявлялся свободным (ст. VI).

Общество КВЖД получало право на строительство соединительной ветви от одной из станций магистральной линии до Дальнего, а также, "если в том окажется необходимость, до другою... пункта... между городом Инцзы и устьем реки Ялу" (ст. VIII).

Путём упрочения своих позиций в Корее японское правительство пыталось нейтрализовать и предотвратить дальнейшие успехи России в Манчжурии. В результате малоуспешных действий Японии в этом направлении было подписано в 1898 русско-японское соглашение по корейскому вопросу (см. «Ниси-Роpена протокол»). Лишь впоследствии, заручившись союзным договором с Англией (см. «Англо-японский союз и Русско-китайское соглашение 1902»), Япония взяла курс на войну с Россией, в итоге которой русские успехи, зафиксированные Русско-китайской конвенцией, были ликвидированы (см. Портсмутский мирный договор 1905 года).

Проблемы Порт-Артура и Дальнего были разрешены в интересах СССР и Китая лишь советско-китайским договором 1945 года (...), способствовавшим также упрочению всеобщего мира и безопасности.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Дата: 
вторник, марта 15, 1898
Субъекты документа: 
Связанный регион: