III. Александр Андреевич Иванов.
В сороковых годах Россия в первый раз узнала из знаменитого письма Гоголя о существовании картины Иванова «Явление Христа народу». Перу великого писателя суждено было вызвать беспримерный интерес к кисти художника, заявившего до тех пор свою силу превосходною по выразительности (экспрессии) головою Магдалины перед Христом. Равнодушное обыкновенно к явлениям родного искусства, русское общество вдруг исполнилось внимания и нетерпения. Первый вопрос приезжавшего в Рим был: «Как бы увидеть картину Иванова?» Первый вопрос вернувшемуся из Рима: «А что картина Иванова?» Письма к проживающим в Риме художникам и любителям были наполнены расспросами о картине. Десять лет на все это был один ответ: запертая дверь мастерской художника. Досада неудовлетворяемых ожиданий, как всякая досада, начала искать себе облегчения в клевете и выдумках, смешных или обидных. Нашлись такие изобретательные досады, которые и самое существование картины подвергали сомнению. Большие холсты тем временем вывозились из Рима, а авторы их, не безгрешные в позаимствованиях из сомнительной картины, обогащались и чтились... Затворник студии Vicolo del Vantaggio, с криком вызываемый Россиею, оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей келии...