О ПОЛИТИЧЕСКОМ ВЛИЯНИИ КАТОЛИЦИЗМА НА ПОЛЯКОВ
Римский двор, не оставляя без внимания религиозные чувства поляков, с давнего времени и поныне пользуется оными для утверждения своего влияния в землях, населенных племенами польского происхождения. Действия в этом отношении католицизма производятся самым тайным, но вместе с тем упорным образом, и прикрываются завесою законности. Партия Чарториского, которой сочувствует почти вся польская шляхта, особенно женский пол, упирается на преданности и уважении ее к католическому престолу. Доказательством же, что сей последний поддерживает это направление польского дворянства для собственных политических видов, может служить, между прочим, оказываемое со стороны оного особое покровительство учрежденному недавно в Риме и Париже польскими выходцами Кейссевичем, Семененкой и Еловецким духовному ордену под названием «Smertwowstancy» (Prêtres de la resurrection). По восторженному взгляду, выраженному в брошюре Альберта Jijot под заглавием «La Pologne en 1859», Польша представляется страною, избранною Богом, испытанною мучениями и имеющею великое в будущности призвание установить власть Евангелия в делах мирских. Миссионеры этого ордена заботятся о поддержании колеблющейся веры и об оживлении патриотических чувств между польскими выходцами. Вообще влияние католицизма на положение дел в Царстве Польском и в Западных губерниях носит отпечаток самого неприязненного российскому правительству. В Царстве неприязнь эта имеет значение чисто политическое, а в Западном крае с ним соединяется и религиозная цель по причине соревнования там двух церквей, православной и римско-католической. Хотя в том крае несравненно менее католиков, нежели православных, но в числе первых состоят почти все помещики и дворяне и вообще образованный класс жителей, тогда как большинство народонаселения, исповедующее греко-российскую веру, составлено из крестьян, которые, быв униатами, недостаточно еще укрепились в добросовестном исполнении обрядов православной церкви. К сему присоединяется еще различие в положении духовенства обеих церквей: православные сельские священники, обремененные семействами, живут в бедности, не получая от помещиков никакого пособия, и, по низкой степени их образования, вообще равнодушны к исполнению своих обязанностей. Напротив того, католические ксендзы, будучи одиноки, живут в довольстве и принадлежа по просвещению, а иногда и по происхождению, к кругу дворян, пользуются их покровительством, занимаются воспитанием юношества и вообще неутомимы в кругу их деятельности. Таким образом, несмотря на ограниченность числа католических священников в сравнении с русскими, они имеют гораздо более влияния на развитие нравственного и политического духа народа, не исключая и православной части оного. Неблагонамеренность ксендзов к правительству обнаруживается, между прочим, совращением в католицизм перешедших в православную церковь униатов и крещением детей их по католическому обряду. В последние годы замечено, что они действовали в этом отношении с большею противу прежнего отважностию, не довольствуясь соблазнением отдельных лиц, но стараясь о совращении даже целых селений. Главные два примера таковых действий были в 1858 году. 1) В Витебской губернии принадлежащие к православной церкви крестьяне помещика Корсака, подученные, по-видимому, ксендзами, в проезд митрополита Жилинского 18 бросились ему в ноги и просили о принятии их вновь в католическую веру, а потом они, по сонету митрополита, обратились по сему предмету со всеподданнейшим прошением. После продолжительных неуспешных стараний местного начальства, которому крестьяне отвечали, что в настоящее царствование всем подданным Империи предоставлена полная свобода вероисповеданий, - они были, наконец, приведены к послушанию и принятию Св. причастия по обряду православному благоразумными распоряжениями посланного в Витебскую губернию сенатора Щербинина 19. 2) В Гродненской губернии в казенном селе Порозове совращены были в католицизм около ста православных крестьян. Об этом произведено было следствие, и местное окружное начальство должно было принять меры строгости для возвращения упорствовавших на лоно православия. По окончании сего дела, в 1859 году возникло между Литовским митрополитом Иосифом 20 и генерал-губернатором 21 несогласие, и хотя генерал-адъютант Назимов главную причину случившегося приписывал нерадению русского священника Станкевича, но митрополит Иосиф пред тем еще обратился к Вашему Императорскому Величеству с письмом, в коем изъяснил опасения свои насчет общего ниспровержения великого подвига, ознаменовавшего прошедшее царствование присоединением униатов к православию. Кроме вышеизложенного, в минувшем году получены сведения из Гродненской губернии, что с некоторых пор католическое духовенство с особенным рвением проповедует своим прихожанам как о превосходстве католической веры, так равно о необходимости поддерживать оную всеми возможными средствами, не допуская никого совращаться в другие исповедания и стараясь о распространении католицизма. Вместе с тем, имеется известие, что в числе богомольцев, отправляющихся в м. Яново в Царстве Польском на поклонение мощам Св. Виктора (присланным недавно Папою 22 графине Потоцкой), бывают и воссоединенные униаты, которые одинаково с католиками допускаются там к исповеди и Св. причастию*. В Ковенской губернии ксендз Юрашко был заключен в монастырь за говоренные им крестьянам проповеди коммунистического содержания, а некоторые другие католические священники дозволяли себе произносить крестьянам возмутительные речи против помещиков. В течение минувшего года замечалось также неоднократно и в Ковенской, и в Минской губерниях изъявление крестьянами несвойственного вообще им желания, чтобы дети их были обучаемы польскому языку. Наконец, от помещиков Волынской губернии поступила к Киевскому военному губернатору просьба о разрешении приходскому католическому духовенству преподавать крестьянским детям первые начала веры в костелах, но в таковом домогательстве князь Василь-чиков усмотрел скрытную мысль дворян иметь чрез духовенство влияние на крестьян в видах польского патриотизма, и потому оно оставлено без последствий. Подобные попытки, без всякого сомнения, будут возобновляться и впредь. Внимательное наблюдение за ними необходимо и предупреждение вредных последствий, которые могут ими быть произведены, должно составлять предмет особенной заботливости местных властей**.
Примечания
* Слова, выделенные курсивом, подчеркнуты карандашом, рядом на полях помета и ее расшифровка: «Собственною Его Величества рукою написано карандашом: "Обратить на это внимание князя Горчакова, чтобы впредь подобное не повторялось". 11 марта».
** Слова, выделенные курсивом, отчеркнуты на полях карандашом, рядом помета: «Собственною Его Величества рукою написано карандашом: "Непременно". 11 марта».