Великое княжество Познанское и Галиция
Главным поводом к беспорядкам, произшедшим в Галиции и великом княжестве Познанском, было послабление со стороны правительств австрийского и особенно прусского, которые дозволяли польским выходцам иметь там беспрепятственное пребывание. Стекавшиеся туда из Парижа, Лондона, Бельгии и Швейцарии эмиссары, действуя на жителей то правилами коммунизма, то революционными внушениями, приготовляли парод к волнению. Новым эмиссарам, Мирославскому и Альциато, прибывшим для начатия действий, уже нетрудно было поднять восстание.
Прусское правительство успело предупредить беспорядки в своих провинциях, но в Кракове они обнаружились во всей силе: бунтовщики овладели вольным городом и, упразднив сенат, утвердили революционное правление. В Галиции влияние возмутительной пропаганды нашло многих поборников из среды арендаторов, обедневших помещиков и других, не имеющих значительного состояния лиц. Не прибегая к государственным мерам, австрийское правительство старалось восстановить крестьян на мятежников, и это распоряжение оказалось слишком пагубным. Видя в нарушителях общественного спокойствия всегдашних своих притеснителей, крестьяне воспользовались этим случаем для отмщения им и обратили свою жестокость не только на виновных, но и на мирных помещиков. Наконец, крестьяне потребовали уничтожения податей, рекрутской повинности и совершенного освобождения от помещичьей зависимости. Владельцы, оставленные без защиты, искали убежища в пределах нашей империи.
Вступление в Краков войск покровительствующих держав скоро восстановило там прежний порядок; беспокойства же в Галиции, уже не политические, но общественные, продолжались весьма долго. Наконец, Краков присоединен к Австрийской империи, и эту меру должно считать одною из благодетельнейших.
С другой стороны, имеются сведения, что между поляками великого княжества Познанского и Галиции образовалась особая партия, которая, видя неудачи покушений к восстановлению прежнего королевства, убеждена, что для польской нации не может быть другого блага, как соединение всех отдельных частей ее под одно российское подданство. Партия эта называется Славянским обществом. Поборники этой мысли полагают достигнуть своей цели не насильственными мерами, но взаимным соглашением трех покровительствующих держав.