Ведомство духовное
Граф Протасов 31 исполняет свою обязанность превосходно, но между духовенством существует тайная оппозиция, главою которой есть Муравьев 32 и все фанатики православия. Они явно утверждают, что власть духовная несовместна с светскою, что светское лицо не может быть главою православной церкви и что Россия должна иметь патриарший престол, только по части исполнительной, в отношении к светским людям, подчиненный светскому престолу. Эти идеи распространяются в обществе и даже между купцами фанатиками и святошами, а люди здравомыслящие прозвали в шутку Муравьева патриархом.
В публике удивляются, что правительство не предпринимает никаких деятельных мер к улучшению белого духовенства, находящегося в крайней бедности и оттого лишенного всякого уважения, и не приступает к преобразованию монашества, в которое принимают без разбора людей грубых, необразованных, иногда и порочных.
Вообще монашествующее духовенство питает ненависть к духовенству белому и угнетает его при всяком случае.
Минувший год представил для истории важный, блистательный в религиозном отношении факт - воссоединение униатов с православною церковью после двух с половиной векового духовного их разделения 33. Это торжество православной церкви обрадовало всех русских и сделало самое хорошее впечатление на всю Россию.
При восстановлении в униатских церквах порядка богослужения по обрядам греко-восточным замечено самое благоприятное к тому расположение умов в западных губерниях. Народ, вообще покорный и весьма религиозный, хотя и опасался изменения обрядов, однако не оказал при сем случае никакого сопротивления, и в двух только селениях - Волынской губернии в Овручском и Могилевской в Сеннинском уездах - прихожане, подстрекаемые неблагонамеренными священниками, взволновались и не допустили введения в своих церквах древнего порядка.
Греко-униатские священники, будучи приглашены своею консисториею к письменному согласию на присоединение к православию, изъявили общую на то готовность. Только трое оказали непослушание.
Влияние католического духовенства на униатов было ощутительнее в Белорусских губерниях, нежели в Литовских. В последних униаты, находясь среди католиков, считали себя русскими, между тем как в первых, окруженные жителями греко-российского исповедания, они назвали себя поляками.
Во время присоединения униатов, хотя духовенство и помещики католического исповедания оказали себя вообще равнодушными к этому событию, не менее того однако проявляются случаи действий неблагонамеренных. Могилевской губернии в дер. Мартюхове спокойствие было нарушено во время богослужения по влиянию постороннему.
Но самое воссоединение униатской церкви происходило вообще торжественно и спокойно. Народ многими тысячами стекался на совместное служение обоего духовенства, сохраняя везде благочиние и порядок.
Религиозных толков во все это время замечено не было.